8 (499) 519-02-81
Москва, Ленинский пр., дом 9

Мария Ванифатова: Коллекционные игрушки выросли за последнее полугодие на 95%

07:04, 12 ноября 2018

Продажи игрушек растут в геометрической прогрессии к Новому году. Именно на высокий сезон ритейлеры и делают основную ставку. Для увеличения выручки компании выходят в несколько каналов продаж, играя одновременно на рынке онлайн и офлайн, устраивают всевозможные промоакции. О том, какой канал продаж растет активнее на современном этапе, о трендах на рынке игрушек в 2018-2019 гг, о потенциале российских производителей поговорили с Марией Ванифатовой, генеральным директором NPD Russia.

- Какова ваша сравнительная оценка ритейлеров игрушек? Какие тенденции можно выделить? Растут ли офлайн продажи или покупатель уходит в онлайн?

- На рынке игрушек есть четыре больших канала по продажам игрушек. Первый - крупные сетевые магазины, специализирующиеся на продаже детских товаров («Детский мир», «Кораблик», «Дочки-Сыночки» и т.п.). Конечно, это самый крупный канал в России и «Детский мир» - лидер этого сегмента.

Следующий канал продаж – гипермаркеты (объем продаж в супермаркетах и дискаунтерах для игрушек – совсем небольшой). Третий канал – это продажи онлайн. Данный канал состоит из двух частей: онлайн крупных специализированных магазинов и онлайн в виде классических интернет-магазинов. Ну и четвертый канал - это мелкие сети и несетевая розница.

По продажам игрушек доминирует первый сегмент - крупные специализированные сети. Их доля на рынке - больше половины и они растут на протяжении последних нескольких лет. При этом многие мелкие региональные сети не выдерживают конкуренцию со стороны федеральных сетей и закрываются. Таким образом, на рынке происходит консолидация.

Также растущим каналом продаж в игрушках является онлайн. Его доля составляет почти 10% и в 2018-м году это - самый растущий канал. Однако Россия все еще существенно отстает по доле онлайн-продаж в мире. Так, в Великобритании на онлайн приходится больше трети всех продаж игрушек. Очевидно, что у этого канала существует огромный потенциал роста. Во-первых, онлайн не имеет проблем с ограниченной полкой, которой располагает офлайн продавец. Во-вторых, онлайн так же привлекателен с точки зрения цены, поэтому зачастую потребитель сначала выбирает товар в магазине, а потом совершает покупку в интернете по более низкой цене.

- Растет ли доля промо? На какие инструменты привлечения покупателей делают ставку ритейлеры?

- В прошлом году доля промо существенно выросла. В 2016 году на продажи игрушек по промо приходилось 10% от общей стоимости. В 2017 году этот показатель вырос уже до 15%. Однако, доля промо на крупнейших европейских рынках, для сравнения, достигает 40%. По итогам первого полугодия 2018 года мы пока не видим стремительного роста промо, однако делать выводы преждевременно, потому что основная доля промо приходится на высокий сезон – на продажи под Новый год (до 40% продаж всех игрушек за год). Если говорить о глубине скидки, то средняя скидка по промо в России сейчас составляет 22%.

- И если возможно хочется понять тенденцию с производителями детских товаров: Какой процент чисто российских производителей в категории "игрушки"?

- Традиционно мы считаем долю продаж российских производителей вне зависимости, где произведена эта продукция. То есть продукция может быть изготовлена в Китае, но правообладателем является российская компания. Посчитанная таким образом доля продаж российских игрушек на рынке равна примерно 20%, и растет по сравнению с прошлым годом. Российская продукция - это прежде всего игрушки в низких ценовых сегментах и собственные торговые марки сетей (СТМ). Российские игрушки растут в сегменте «сезонные» игрушки (например, снежколепы), наборы для лепки (космический песок и т.д.) и куклы (фигурки по лицензии, куклы).

- Каковы тренды на рынке игрушек в 2018 - 2019 гг?

- Самый значимый тренд последних двух лет - рост продаж игрушек в низких ценовых сегментах (до 500 руб.). Однако в этом году начался рост продаж игрушек и в среднем ценовом сегменте.

Также сильно растут продажи российских игрушек для дошкольников. Малыши оказывают меньше влияния решение о покупке, поэтому в данной категории решение о разумности соотношения «цена – качество» является наиболее актуальным. Например, компания «Полесье» активно играет в этом сегменте, замещая на рынке прежние импортные аналоги. То же можно сказать о компании «Азбукварик», производящей электронные интерактивные игрушки и многих других.

Одним из драйверов роста в мире являются коллекционные игрушки, наиболее ярким представителем которых является кукла LOL – лидер продаж 2018 года во всех странах. Вообще, коллекционные игрушки выросли в первом полугодии 2018 года в мире на 33%, а в России - на 95%.

- Есть ли потенциал у российских игроков на рынке игрушек?

- Однозначно есть. Еще совсем недавно сети предпочитали торговать продукцией западных брендов, но в связи с колебаниями нашей валюты продукция российских производителей стала более конкурентоспособной, а кроме того, появилось много качественных продуктов в разных категориях.