8 (499) 519-02-81
Москва, Ленинский пр., дом 9

В Москве завершилась международная конференция «Игровая культура современного детства»

22:42, 6 октября 2016


В общей сложности более трехсот участников побывали на различных площадках Международной научно-практической конференции «Игровая культура современного детства», которая прошла 28-30 сентября 2016 года в Москве.

Инициаторами проведения конференции стали профильные научные, образовательные и общественные организации: Московский городской педагогический университет, Московский государственный психолого-педагогический университет, Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования, Федеральный институт развития образования, Институт коррекционной педагогики РАО, Институт образования НИУ ВШЭ, Национальная ассоциация игрушечников России, Ассоциация предприятий индустрии детских товаров, Межрегиональная общественная организация «Экспертиза для детей», Художественно-педагогический музей игрушки, Национальная родительская ассоциация.
Участники высоко оценили уровень организации конференции, выразили благодарность оргкомитету и выступили с предложением: считать данную конференцию важным событием в образовании и общественной жизни России и поддержать инициативу проведения регулярных конференций по проблематике игры.

«Игра сегодня явственно взрывает рамки, которые отводила ей психология развития, рассматривая как пространство развития дошкольника, как его ведущую деятельность. Игровая культура представлена сегодня бесконечно разнообразно. Игра стала пространством досуга, вне зависимости от возраста играющих. Игра стала пространством взаимодействия и коммуникации, их средством», - так высказалась об изменении культуры игры в современном мире докладчик конференции профессор НИУ ВШЭ Катерина Поливанова.

Своей задачей делегаты конференции назвали диалог об игре и игрушке как о серьезном инструменте формирования человека, а, значит, и общества будущего. В течение трех дней эксперты дискутировали на секционных заседаниях в Московском городском педагогическим университете; провели практический выезд в организации; слушали доклады на пленарном заседании и готовили предложения в рабочих группах.
Например, на секции «Проектирование игр и игрушек», модерировала которую доцент кафедры психологии МГУ им. Кулешова Нелли Козырева, было предложено инициировать на конкурсной основе разработку учебных курсов для студентов педагогического профиля по темам «Геймификация в образовании», «Проектирование игр и игрушек для системы образования», а для ознакомления педагогов с современными играми и игрушками отечественного производства и использования их в системе образования рекомендовать на психолого-педагогических и отделениях вузов проводить курсовые и дипломные исследования по психолого-педагогической апробации отечественных игр и игрушек.
Дискуссия о возможности введения обязательной психолого-педагогической экспертизы детских игрушек развернулась на секции «Игра и игрушка как фактор развития», модерировала которую Елена Смирнова, научный руководитель Центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек Московского городского психолого-педагогического университета. В результате обсуждения специалисты пришли к выводу, что проведение рекомендательной психолого-педагогической экспертизы игрушек и игровых материалов, направленной на выявление лучших образцов игрушек, имеющих максимальный развивающий потенциал и задающих ориентиры для отечественных потребителей, продавцов и производителей игровой продукции - актуально, при этом для осуществления обязательной экспертизы игрушек на современном этапе нет ни квалифицированных кадров, ни научных оснований, ни экономических условий. По мнению экспертов, необходимо инициировать разработку учебного курса для студентов педагогического профиля по темам «Дизайн игрушки» и «Психолого-педагогическая экспертиза игрушки» и поддерживать на государственном уровне (экономически и юридически) производителей лучших развивающих отечественных игрушек, что будет способствовать повышению качества отечественной игровой продукции.

Также в общую резолюцию конференции внесено предложение разработать программу мероприятий по просвещению родителей и возрождению ценности детской игры и поддержать проведение цикла научных исследований, посвящённых актуальным вопросам современной игровой культуры и современного детства, включая компьютерные игры, развивающее значение различных современных игрушек.
Подробные рекомендации были разработаны на секции «Психотерапевтические и коррекционные возможности игры и игрушки». В итоговую резолюцию эксперты предложили включить обращения и к научным организациям, и к представителям торговли индустрии детских товаров, и к отраслевым учреждениям. В том числе участники конференции обратились к Российской академии образования и ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики РАО» с предложением разработать методические пособия, руководства и рекомендации по использованию игровой продукции в процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ); организовать масштабное исследование по оценке рынка игровой и дидактической, печатной продукции с позиции их соответствия особым образовательным и психологическим потребностям разных возрастных групп; создать единую информационную среду, обобщающую в себе информацию о научных и практических услугах для детей с ОВЗ с использованием современных цифровых технологий; предусмотреть в госзадании на 2017-2020 годы реализацию проекта «Проектирование игровых пособий и изделий для детей с ОВЗ». К представителям индустрии детских товаров эксперты обратились с предложением наладить выпуск методических пособий по использованию игровой продукции и определить перечень производителей, способных выпускать качественную игровую, дидактическую и печатную продукцию для детей с ОВЗ с учетом нормативных требований и научно-обоснованных психолого-педагогических рекомендаций.

Подробные материалы конференции будут опубликованы на сайте http://da-igra.ru и в тематическом сборнике.
«Ребенку достаточно просто дать свободу для экспериментирования, - поделился важной рекомендацией директор института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета Александр Савенков, модератор секции «Традиционные и инновационные игровые технологии воспитания, обучения и развития детей», - В экспериментах давно доказано, что ограничение свободы действий детей, выраженное в самых разных формах: ограничении двигательной активности или в постоянных: «нельзя», «не лезь туда», «не тронь», способно серьезно помешать развитию детской любознательности. Ведь все это сдерживает порывы ребенка к самостоятельному, творческому изучению и осмыслению происходящего».

Этот тезис можно смело отнести и к взрослым, в том числе к результатам московской конференции, которая прошла под девизом «Вернуть детям игру»: в обстановке свободы и плюрализма, открытого высказывания различных точек зрения, в горячих спорах и в процессе обмена аргументированными позициями участники дискуссий, как определила член Оргкомитета конференции, президент Ассоциации индустрии детских товаров Антонина Цицулина, «сформировали основные понятия о детской игре и игрушке и ценности игры для детства с позиций современных психологических и междисциплинарных исследований и переосмыслили содержание основных проблем детской игры, в том числе в контексте гарантированного ООН права детей на игру».

Подробнее о конференции: www.da-igra.ru
Полный альбом с фотографиями размещен на странице конференции в Facebook: https://www.facebook.com/daigra.ru