15:51, 29 октября 2021
Российские власти планируют присоединиться к международной системе регистрации брендов, чтобы упростить продвижение отечественных компаний на зарубежных рынках. Правительство одобрило и направило в Госдуму законопроект об участии РФ в Женевском акте Лиссабонского соглашения о наименованиях мест происхождения и географических указаниях.
Участие в нем позволит регистрировать интеллектуальные права за рубежом, а также защищать их при наличии российской регистрации. Обратиться за международной регистрацией смогут обладатели более 230 региональных брендов, таких как «дымковская игрушка» или «абашковская игрушка».
«Сейчас предпринимателям при выходе на зарубежные рынки необходимо обращаться в национальное ведомство каждой страны по отдельности за регистрацией либо географического указания, либо наименования места происхождения товара. Присоединившись к соглашению, мы создадим возможность одной заявкой зарегистрировать региональный бренд сразу в нескольких странах», — объясняет глава Минэкономики Максим Решетников.
Лиссабонское соглашение действует с 1958 года и нацелено на охрану наименований мест происхождения товара (НМПТ). В 2015 году для развития системы международной регистрации был принят Женевский акт (вступил в силу в феврале 2020 года), который помимо НМПТ должен защитить и географическое указание продукта. Разница понятий закреплена в российском законодательстве с 2020 года и объясняется жесткостью режима регистрации бренда. Для оформления НМПТ необходимо, чтобы все стадии производства находились на названной территории. Во втором случае достаточно и одной стадии (ключевой для конечных характеристик товара), кроме того, регионы могут сами выдавать такие заключения.
Владелец прав на бренд сможет обратиться в Международное бюро Всемирной организации интеллектуальной собственности для внесения бренда в международный реестр. Далее в страны, где требуется защита интеллектуальных прав на бренд, будет направлена заявка об этом. Международная система регистрации действует уже в 34 странах, в том числе Евросоюза.
Глава комитета Совета федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова отмечает, что участие в Женевском акте создаст новые возможности для экономического развития регионов и поддержки местных производителей. «Когда товары зарегистрированы, повышается и их стоимость, поскольку это гарантия качества для потребителя. Кроме того, производители получат защиту от контрафакта — на зарубежных рынках появятся основания наказывать нарушителей, незаконно использующих наименования места происхождения товара и географические указания», — поясняет сенатор. В Роспатенте отмечают, что новации повысят уровень охраны региональных брендов и обеспечат интеграцию РФ в мировые системы защиты объектов интеллектуальной собственности.
Новации актуальны в первую очередь для агросектора и народных промыслов (например, речь может идти о музыкальных инструментах).
Новые правила вступят в силу через год после подписания закона президентом. За это время российские власти создадут аналогичные возможности и для зарубежного бизнеса. Так, Роспатент уполномочат рассматривать его заявки на защиту интеллектуальных прав, в Гражданском кодексе появится норма о регистрации географических наименований и НМПТ в рамках международных договоров.
Оставляйте комментарии, высказывайте свое мнение. Следите за новостями. Подписывайтесь на email-рассылку на еженедельный «Вестник индустрии детских товаров» и получайте самое важное о бизнесе в удобном формате! Делитесь своими новостями и размещайте рекламу на наших ресурсах.