10:49, 27 августа 2019
По данным 2ГИС, детскими товарами в Петербурге торгуют около 1500 розничных магазинов. В городе около десятка крупных сетевых операторов, арендующих помещения в стрит-ритейле или торговых центрах.
Лидерство по оборотам на российском рынке товаров для детей удерживает группа «Детский мир» (объединяет сети магазинов «Детский мир», ELC и ABC). Объём консолидированной выручки холдинга в первом полугодии увеличился до 55,9 млрд рублей – на 16,2% по сравнению с тем же периодом 2018-го. Общее число магазинов – 760, из них 688 – под брендом «Детский мир».
Наибольшее число торговых точек в Петербурге имеют «ВотОнЯ», «Детский мир» и «Детки». Некоторые поставщики детских товаров предпочитают открывать отделы при аптеках и универсамах. Кроме того, работают отдельные магазины и пункты выдачи онлайн-торговли.
Ритейлеры продолжают развивать разные форматы магазинов, хотя отдельные точки «у дома» в этом сегменте открываются всё реже. Минимальный запрос – 30 кв.м, крупные площадки претендуют на помещения до 1500 «квадратов». Арендные ставки в ТЦ варьируются в границах 700–1200 руб./м в месяц. Встройки размером около тысячи «квадратов» и более сдают по 800–1000 руб./кв.м в месяц. Аренда магазина меньших размеров обойдётся от 1000 до 2000 рублей за метр. Наиболее распространённый формат – 100–300 кв.м. Так, сеть «ВотОнЯ» имеет несколько магазинов площадью по 450 кв.м, больше десятка точек размещаются в помещениях порядка 300 «квадратов», остальные занимают не более 150 кв.м.
Федеральные операторы отдают предпочтение крупным ТЦ с развлекательной составляющей, ориентированной на семейный отдых. Как правило, такие ритейлеры не любят конкуренции и хотят выступать единственным «якорем» в детском сегменте, зафиксировав запрет на открытие других крупных мультибрендовых магазинов в договоре аренды. Последние несколько лет операторы развивают свои сети точечно, тщательно подбирая локации, оптимизируя логистику и собственный ассортимент. Доля магазинов детских товаров в структуре арендаторов качественных торговых центров Петербурга составляет в среднем 6–7%.
Среди последних премьер – «Детский мир» в торговом центре «Главный» в Новом Девяткино (около 1000 кв.м), который заработал в июне. В конце июля в ТК «Озерки» появился магазин федерального оператора «Дочки-Сыночки» (945,4 кв.м). В середине августа появилась ещё одна точка «Юниора» – в ТРК «Сити Молл», но при этом оператор закрыл магазин в ТРК «Континент» на Байконурской улице.
Юлия Чернышёва, руководитель направления торговой недвижимости компании JLL в Санкт-Петербурге:
– Детский ритейл в Петербурге развивается, хотя и невысокими темпами. Наблюдается сильная конкуренция, при этом предложение действительно качественных детских брендов на рынке небольшое. Активный передел рынка после ухода крупных сетей «Дети» и «Здоровый малыш» закончился, новые бренды выходят редко. Те, что уже представлены, открывают магазины точечно, а федеральные сети предпочитают работать по франшизе через локальных партнёров. Возможно, только «Детский мир» готов продолжать активную экспансию. Однако, несмотря на сдержанное развитие сегмента, о массовом сокращении операторами площадей речи не идёт. Некоторые игроки сегодня оптимизируют точки, но это происходит скорее за счёт изменения концепции и наращивания объёмов в онлайн-торговле. Так, доля закрытий магазинов детских товаров в торговых центрах за второй квартал составила 8%, тогда как за тот же период 2018-го этот показатель достигал 10%. Арендные ставки в основном меняются только в рамках индексации.
Владимир Каличава, руководитель департамента услуг для ритейлеров Colliers International:
– Соотношение детских брендов в ТЦ и стрит-ритейле в Петербурге составляет 9 к 10. В основном в составе торговых комплексов размещаются сетевые операторы. Крупнейшие мультибрендовые сети в городе: «Детский мир», «Детки», «Дочки-Сыночки». Как это ни парадоксально, но согласно исследованиям снижение рождаемости напрямую ведёт к увеличению затрат на детей. Ведь если нет возможности или желания увеличить семью, вся родительская любовь с избытком изливается на того ребёнка, который уже есть, и желание его побаловать вполне объяснимо. Что касается снижения «потребительского спроса», если оно и фиксируется, то никак не связано с финансами, это вопрос кризиса качественного предложения.
Анна Лапченко, руководитель отдела торговой недвижимости Knight Frank St. Petersburg:
– Сетевые магазины выбирают помещения площадью от 700 кв.м – такие площадки рассматривают, например, «Детки», «Дочки-Сыночки», «Детский мир». За полтора года число магазинов детских товаров выросло на 17%. Ритейлеры предпочитают помещения в «спальных» районах, чаще открываются в новых густонаселённых жилых кварталах. Среди обязательных требований – парковка, оборудованный и удобный вход для посетителей с колясками. В основном такие магазины сосредоточены на крупных периферийных магистралях, например, на Комендантском или Ленинском проспектах – там около 39% всех точек торгуют товарами для детей. Популярны и торговые коридоры в «спальных» кварталах. Например, в районе «Балтийской жемчужины» на улице Оптиков доля таких магазинов составляет 25%. В то же время на главных и значимых торговых магистралях города доля детских операторов не превышает 18%.
Марина Пузанова, директор по развитию группы компаний RENTA:
– Детский ритейл всегда будет входить в число постоянно развивающихся сегментов, потому что на детях россияне экономят в последнюю очередь. Об этом наглядно говорит и статистика: с 2016-го ведущие компании рынка детских товаров демонстрировали рост по числу открытий в среднем на 5% в год. Предварительные итоги первого полугодия 2019-го говорят примерно о том же. Но, безусловно, отрасль детских товаров развивается сейчас неравномерно. Во многом результат зависит от того, насколько конкретный оператор смог приспособиться к новым условиям рынка. В частности, реализована ли омниканальность в продажах? Насколько хорошо бизнес представлен в онлайне? Сегодня многие родители уже успели оценить удобство заказа товаров через Интернет с доставкой на дом, и современная торговая сеть должна предоставить им такую возможность. Впрочем, розничная торговля в формате «у дома» тоже пока с рынка не ушла. Как правило, в стрит-ритейле для этого арендуют помещения не более 400 кв.м.
Станислав Ступников, руководитель направления торговой недвижимости «БестЪ. Коммерческая недвижимость»:
– Всплеск развития местного ритейла начался примерно с 2015 года, когда ЗАО «Спецобслуживание», куда входили сети «Здоровый малыш» и «Дети», обанкротилось. Стали появляться новые компании, они занимали освободившуюся нишу. Именно в этот период и происходили основные изменения. Востребованные площади стали меньше – в среднем 800 кв.м, максимум 1200 «квадратов». Тогда как у «Здорового малыша», например, были магазины и по 2500 метров. Ставки аренды для сегмента в целом снизились примерно на 15%. Активно стали открывать новые точки сети «Детки», московская «Дочки-Сыночки», «Антошка» и другие. Сейчас рынок насытился, и такой активной экспансии нет, хотя конкуренция высокая. Сети развиваются весьма осторожно. В лидерах по Петербургу – «Детский мир» и «Детки». Ставки аренды в среднем составляют 700–800 руб./кв.м в месяц (включая НДС). Открытие точек перспективны прежде всего в новых жилых кварталах.
Ольга Аткачис, генеральный директор А2 Retail:
– Динамика детского ритейла разнонаправленная. Так, некоторые операторы сократили присутствие на рынке либо сменили формат и сфокусировались на интернет-торговле. В то же время на рынок выходят новые игроки (за исключением премиум-класса) или уже присутствующие на нём компании запускают новые форматы. Стоит отметить и растущую конкуренцию со стороны гипермаркетов, где представлен широкий ассортимент детских товаров, который постоянно увеличивается. А операторы премиального ритейла, например, присутствуют на рынке уже не первый год и редко проводят ротацию. Интерес ритейлеров в большинстве своём сосредоточен на «спальных» районах. В торговых комплексах, кстати, сложнее подобрать подходящее помещение, так как там давно присутствуют многие сети. Комфортная арендная ставка в сегменте не превышает 1500 рублей за кв.м. Размер помещений варьируется от 100 до 1000 «квадратов». При выборе объектов в ТЦ особое внимание уделяется наличию эскалаторов и лифтов, что важно для потребителей детских товаров. В ближайшей перспективе мы не ожидаем более динамичного развития. Открытия магазинов будут точечными.
Ольга Кожевникова, руководитель отдела торговой недвижимости IPG.Estate:
– Детские товары востребованы, но каких-либо крупных событий не случается. В Петербурге состав арендаторов практически не претерпел изменений, меняется лишь соотношение долей основных игроков. Стоит отметить, что за последние три года серьёзно повысил уровень конкуренции интернет-магазин «ВотОнЯ», который активно открывает точки в новых спальных районах. Да и в целом онлайн-ритейл забрал долю рынка, но такая ситуация характерна не только для детских товаров.
Александр Карпов, руководитель Rusland SP Retail:
– За последний год в сегменте детских товаров нет массовых уходов, но и взрывной рост остался в прошлом. Среди сетей наиболее активно развиваются «Дочки-Сыночки» и «ВотОнЯ». Причём «ВотОнЯ» укрупняет привычный формат магазинов. Обычно магазины детских товаров занимают от 400 до 1500 кв.м, как правило, в торговых центрах.
Следите за новостями. Подписывайтесь на email-рассылку и получайте самое важное о бизнесе в удобном формате! Делитесь своими новостями, высказывайте свое мнение и размещайте рекламу на наших ресурсах.