11:37, 13 июня 2024
Издательство достигло договоренности с конкурирующей компанией, сообщает РБК. При этом ФАС признала дизайн книги «Азбука и букварь» от конкурента ООО «Симбат» типовым и не увидела признаков плагиата известного «Букваря».
Генеральный директор «Эксмо» Евгений Капьев заявил, что издательству удалось достигнуть соглашения с коллегами, выпускающими учебные пособия, напоминающие книжную продукцию издательства «Эксмо» — «Букварь» Надежды Жуковой и другие издания. «Все вопросы и претензии, юридические и финансовые, закрыты», — уточнил г-н Капьев. Генеральный директор добавил, что учебные пособия издательства «Симбат» будут выходить в новом оформлении, не нарушающем права «Эксмо».
Справочно. Надежда Сергеевна Жукова (1924—2014) — известный логопед, кандидат педагогических наук, приверженец классической педагогики, ей принадлежат уникальные исследования развития речи у дошкольников. Имея большой практический опыт работы, в том числе с особенными, «трудными» детьми, Надежде Жуковой удалось создать уникальную методику обучения чтению. Уже много лет педагоги и логопеды рекомендуют для занятий с ребенком и обучения чтению пособия Надежды Жуковой. |
Разбирательства касались серии логопедических пособий «Букварь», «Я говорю правильно» и «Логопед у вас дома» Надежды Жуковой. По мнению «Эксмо», ООО «Симбат» выпускает серию букварей и логопедических пособий под брендом «Умка» — «Азбука и букварь», «Большой логопедический учебник», «Логопедический букварь» и «Первое чтение после букваря», — оформление которых до степени смешения похоже на серию самого издательства «Эксмо».
Потери от плагиата серии «Эксмо» оценивало в 5 млн рублей.
Справочно. Издательство «Эксмо» выпускает логопедическую серию книг Надежды Жуковой с 2013 года. По собственным данным компании, совокупный тираж «Букваря» в 2022 году составил 201,4 тысяч экземпляров, что сопоставимо, например, с тиражом книг Агнии Барто (294 тыс. экз. в том же году) или Марка Твена (267 тыс. экз.). По итогам 2022 года «Букварь» Надежды Жуковой стал самой популярной российской книгой в США. А в сети «Читай-город» он был самой продаваемой книгой в сегменте литературы для дошкольного обучения. |
«Эксмо» утверждало, что к путанице в глазах читателей приводит копирование фирменного стиля оригинальной серии, созданного штатным сотрудником издательства — художественным редактором Ильей Сауковым. Кроме того, автором книг «Симбата» выступает «малоизвестный» однофамилец Надежды Жуковой — Мария Жукова. Для подкрепления своей позиции издательство «Эксмо» провело собственный социологический опрос. Результаты опроса показали, что 60% респондентов считают обложку «Азбуки и букваря» от «Умки» копирующей фирменный стиль обложки «Букваря» от «Эксмо». По общему впечатлению сходство этих книг признали 77% респондентов.
По результатам проверки ФАС не нашла оснований для применения мер антимонопольного воздействия в отношении издательства ООО «Симбат». Антимонопольная служба установила, что такой дизайн «Букваря» является типовым: «На рынке представлено множество букварей со схожим дизайном».
Напоминаем, что издательство «Эксмо» подало жалобу на ООО «Симбат» из-за копирования фирменного оформления и плагиата своих изданий в сентябре прошлого года. Федеральная антимонопольная служба возбудила дело о нарушении Закона о защите конкуренции в январе 2024 года. Разбирательство продлилось почти пять месяцев, и в итоге ФАС плагиата не увидела.
Юристы, опрошенные РБК, отмечают, что дела, связанные с плагиатом оформления книг, — единичные кейсы в практике антимонопольной службы. Избранную позицию ФАС сложно охарактеризовать «как нестандартную или прецедентную». Несмотря на представление результатов социологического опроса, «Эксмо» не удалось убедить ФАС в «эксклюзивности» оформления реализуемого «Букваря».