8 (499) 519-02-81
Москва, Ленинский пр., дом 9

Нейробиологи совместно с Barbie доказали, что игра в куклы помогает детям развивать эмпатию и социальные навыки

12:37, 1 декабря 2021

Нейробиологи совместно с Barbie доказали, что игра в куклы помогает детям развивать эмпатию и социальные навыки
11370

Первое в истории научное исследование влияния игры в куклы на развитие детей, проведенное с использованием нейробиологии, подготовили ученые Кардиффского университета по заказу компании Mattel. Исследование «Изучение преимуществ игры в куклы с помощью методов нейробиологии» было проведено под руководством доктора Сары Герсон. 

С момента публикации теории когнитивного развития Жана Пиаже считалось, что ролевая игра положительно влияет на социальные навыки и творческие способности детей. Однако официальных подтверждений этой взаимосвязи на уровне изучения функций мозга не существовало — ровно до того момента, как компания Mattel, один из ведущих производителей игрушек, и всемирно известный бренд Barbie обратились к ученым Кардиффского университета (Великобритания).

В результате изучения работы мозга во время обычной игры в куклы без какого-либо заранее подготовленного сценария было выявлено, что в процессе активируются области мозга, связанные с обработкой социальной информации и эмпатией. Таким образом ученые пришли к выводу, что игра в куклы позволяет детям развивать эмпатию и навыки обработки социальной информации, даже если ребенок играет один. По итогам исследования оказалось, что самостоятельная игра с куклами — такими, как Barbie, — гораздо эффективнее самостоятельной игры на планшете в плане развития когнитивных функций и критически важных социальных навыков.

Для проведения исследования использовалась относительно новая техника нейровизуализации — так называемый метод функциональной инфракрасной спектроскопии в ближней области (fNIRS), который измеряет изменения кровотока в головном мозге. Новейшая форма этой технологии выражается в том, что детям просто нужно носить на голове небольшую шапочку, похожую на шапочку для плавания и не мешает им свободно двигаться и играть в своей естественной манере.

Одним из основных открытий стало то, что такая игра активизирует область, называемую задней частью верхней височной борозды (pSTS).

«Мы используем этот конкретный участок мозга, когда думаем о других людях, особенно если мы думаем о мыслях или чувствах другого человека. Основная функция pSTS — обработка социальной информации и эмпатия. Как оказалось, куклы побуждают детей играть в такой вариант игры, при котором они воображают нескольких персонажей и то, как эти персонажи взаимодействуют между собой, — рассказывает доктор Герсон. — Куклы вдохновляют детей воображать различные миры, ситуации и взаимоотношения, будь то персонажи, которых они видели по телевизору, различные ролевые модели, о которых они узнали, или просто имитация, что они заботятся о ком-то».

Миссия Barbie — обеспечить детей возможностями раскрывать свой безграничный потенциал, помогая им развивать социальные и эмоциональные навыки, необходимые для того, чтобы ребенок мог с уверенностью ориентироваться в постоянно меняющемся мире, проявляя отзывчивость и участие к другим людям. Это стремление подтолкнуло команду Barbie и всей компании Mattel обратиться к ученым, чтобы узнать больше о значении восприятия игры в куклы в сопоставлении с другими категориями игрушек и игр из группы STEM («наука», «технология», «проектирование», «математика»), связанных со строительством, конструированием, искусством и ручным трудом.

Почему же так важно, как можно раньше развивать эмпатию и умение обрабатывать социальную информацию?

Многие родители не считают этот навык значимым для школы, потому что это не математика, не язык, не естественные науки. Однако способность взаимодействовать с другими людьми и строить с ними отношения играет решающую роль для успешной самореализации человека на протяжении всей жизни. Развивать все это необходимо еще до того, как отправлять ребенка на учебу.

Дети с более высоким уровнем эмпатии способны лучше учиться, дольше оставаться в школе и в целом могут принимать более правильные решения (например, реже курят), они также охотнее сотрудничают, чаще становятся лидерами и реже подвергаются буллингу в школе (буллинг - агрессивное преследование одного из членов коллектива). Более того, наличие высокого эмоционального интеллекта ценится работодателями, ищущими сотрудников, которые могут эффективно выполнять совместную работу и находить контакт с людьми в общем рабочем пространстве.

Таким образом, благодаря развитию социальных навыков, игра с куклами, такими как Barbie, дает положительные результаты в подготовке детей к будущей жизни.

Справочно

Кардиффский университет, согласно независимым государственным оценкам качества образования, признан одним из лучших британских университетов и научно-исследовательских центров. Он входит в группу университетов «Рассел» (Russell Group), объединение лучших университетов Великобритании, которые наиболее активно занимаются научными исследованиями. Рейтинг Research Excellence Framework в 2014 годy присвоил университету 5-е место в Великобритании по качеству исследований. Его профессорско-преподавательский состав включает двух нобелевских лауреатов. Основанный Королевской хартией в 1883 году, сегодня университет сочетает впечатляющие современные технологические возможности и активный подход к обучению и исследованиям. 

Компания Mattel – один из мировых лидеров в области производства и дистрибьюции игрушек. Представительство в РФ открыто в 2012 году. Всемирно известные бренды компании Mattel: Barbie, Fisher-Price, Hot Wheels, Scrabble, Uno — продаются более чем в 146 странах.

Оставляйте комментарии, высказывайте свое мнение. Следите за новостями. Подписывайтесь на email-рассылку на еженедельный «Вестник индустрии детских товаров» и получайте самое важное о бизнесе в удобном формате! Делитесь своими новостями и размещайте рекламу на наших ресурсах.