15:22, 26 ноября 2017
Галина Волкова основатель и генеральный директор компании «Ортомода»
Этой осенью российская компания «Ортомода» запустила в Москве новое производство ортопедической обуви, ставшее воплощением идей о цифровых фабриках будущего. Новые технологии пришли на помощь ручному труду, без ущерба индивидуальному подходу, обязательному при создании ортопедической обуви. Основатель, учредитель и генеральный директор компании Галина Волкова рассказала, как ей удалось реализовать амбициозный проект, в чем его уникальность и какие перспективы 3D-сканирования стопы она видит.
Галина Юрьевна, с высоты пройденного пути вы посоветовали бы тем, кто размышляет об открытии инновационного производства, начинать это дело?
Галина Волкова: Только поддержка друзей, коллег и близких родственников помогла мне пройти этот путь. Самым большим моим помощником неожиданно для меня самой оказалась дочь Наталья. Все ее образования – дипломатическая академия, академия при Верховном суде, курсы МВI в здравоохранении, кандидатская диссертация по юриспруденции, – все это сложилось вместе, и предстал очень грамотный, сильный, профессиональный человек, который шаг за шагом – как машина – шел и преодолевал все сложности и трудности. «Такой-то путь закрыт? Хорошо. А каким можно пойти?» И дальше, дальше, дальше… «Нужно 150 справок? Хорошо! 100 дали, еще 50 подготовим». Это просто какая-то невероятная устойчивость и настырность. Если у других есть такая команда, тогда можно ввязываться в бой. Без нее невозможно реализовать проект.
За какое направление Наташа отвечает сейчас, когда фабрика уже открылась?
Галина Волкова: За все проекты, которые есть в компании и, по большому счету, именно она их и генерирует. Например, идею об акселераторе ортопедических услуг Наташа взяла с круглого стола Конгресса индустрии детских товаров. Там выступал молодой человек, который говорил ровно о том, что сделала и продолжает делать «Ортомода». Как будто мы его теорию раньше прочитали и шли по ней. Он рассказывал прямо нашу цифровую историю, но у него было продолжение, о котором мы еще не думали – об акселераторе услуг. Наташа сразу переложила идею на «Ортомоду», и мы сейчас продумываем этот проект.
А кому принадлежит идея цифровой фабрики?
Галина Волкова: Это моя мечта – вывести на более высокий уровень свое производство. Потому что был диссонанс. Я очень много работала в Европе: и как модельер делала коллекции, и заказывала у них в модельных агентствах разработки коллекций. Когда к нам в Россию приезжали мои коллеги, в том числе из немецких и итальянских фабрик, приходили ко мне на производство, деликатно улыбались и говорили: ой, да-да-да, все хорошо. А вечером, после двух бокалов вина, расслаблялись и удивлялись: Галя, ну как это может быть? Вы такая умная и красивая, – и вдруг такое ужасное производство. Они не понимали, почему у нас такие старые помещения, устаревшее оборудование, неопрятные рабочие. И, конечно, это была моя мечта вывести производство на совершенно другой уровень. Поэтому, когда была утверждена программа индустрии детских товаров и президент Ассоциации индустрии детских товаров Антонина Викторовна Цицулина начала нас стимулировать к новым идеям, возник проект, и появилась возможность его реализовать. У нас был большой пул значимых партнеров – это и Минпромторг России, и МСП, и АСИ, и отраслевые ассоциации. Все принимали участие в этом проекте: либо интеллектуальное, либо финансовое, либо ресурсное, как АСИ, например. Надо было два года работать бок о бок, чтобы понять, чем полезен каждый из институтов поддержки. Многие мои коллеги не имеют такого опыта и до сих пор задают вопросы: «А что, АСИ дает деньги предприятиям?». Или просят пояснить, что означает «они поддерживают этот проект». Если проект получил поддержку АСИ, то это дает возможность привлечь управленческие ресурсы и тиражировать успешные проекты в регионы.
От идеи до открытия фабрики прошло четыре года, все ли удалось реализовать, что задумывалось?
Галина Волкова: Сейчас я понимаю, что у меня были «ограниченные» мечты какие-то. Конечно, нужно было по-другому мечтать – масштабнее (смеется). Сейчас я вижу, что это опять как будто один цех моей фабрики, а фабрика вся должна быть практически как технополис. Правда, для таких масштабов должны быть и другие, более масштабные, каналы сбыта товара, которые нам надо отработать. У наших бренд-менеджеров, маркетологов огромное поле для работы.
Но у вас же есть свои магазины?
Галина Волкова: Это нас спасает и выручает и, кстати, в период строительства фабрики это был единственный источник дохода, на который мы жили. Мы умудрялись даже в период строительства фабрики открывать по одному салону в год, причем на выручку из других магазинов. И таким образом двигались вперед. Сейчас у нас 6 салонов ортопедической обуви.
Магазин «Ортомоды» в Мытищах можно назвать уникальным, ведь он полностью детский…
Галина Волкова: Это одна из моих самых давних «мечт»! У меня всегда было понимание, что детский ортопедический салон обязательно должен быть, так как во «взрослых» детям, к сожалению, не комфортно. И я разработала три разных проекта именно детских салонов. С этими проектами выходила к разным экспертам, которые меня отговаривали: не надо рисковать, это не принесет прибыли. Открывая каждый новый салон, я слышала от менеджеров: «Давайте сделаем его смешанным – и детским, и взрослым одновременно, только разделим на зоны». В идею отдельного детского ортопедического салона никто не верил. И вдруг в Мытищах все срослось. Мы попали на детский этаж большого торгового центра, и сам Бог велел открыть там детский магазин.
Идея модной, яркой, радостной ортопедической обуви родилась давно?
Галина Волкова: С такой идеей связано рождение нашей компании. Я стала этим заниматься именно потому, что мне как дизайнеру по образованию хотелось сделать другую обувь: не черную и мрачную, а модную и современную. Не имеет значения, насколько сложные конструкции внутри, снаружи ее можно выполнять из красивой дорогой кожи, с цветочками, фурнитурой, с огоньками – всем тем, что есть в обувной промышленности на сегодняшний день, практически все ее достижения можно применять в ортопедии. Просто этого никто не делал. Именно поэтому родилась «Ортомода». Я хотела совершить революцию и мне кажется, я это сделала (смеется).
Линия школьной обуви «Сменка», выпускаемая на массовом потоке, – это компромисс между ортопедической и комфортной обувью?
Галина Волкова: Это ортопедическая обувь в чистом виде. Только сделана она на основе нашего анализа того, как правильно «подать» ортопедическую обувь для возраста, когда ее стесняются носить. Мы все прекрасно знаем этот алгоритм: как только дети идут в школу, они уже не хотят обувать ортопедическую обувь. И начинаются эти ужасные балетки или кроссовки, которые не фиксируют и распластывают стопу. Перед нами стояла задача разработать коллекцию для школьников в современных модных тенденциях, где-то даже просто идентичную обычной обуви, но внутрь заложить ортопедическую стельку и сделать очень грамотной колодку, с правильной формой носочной части и необходимыми объемами. Так из заботы о детях, понимания их желаний родилась «Сменка». Обратите внимание, в каждой паре этой обуви стелька не обычная, стаптывающаяся за две недели, а в чистом виде ортопедическая, она серьезно поддерживает свод. Но самое главное – это должны знать родители и специалисты – если мы эту стельку вынем, то можем вложить индивидуальную стельку, внутреннего объема обуви для этого хватает. В обычную обувь ее вложить невозможно.
Возвращаясь к новой фабрике, это вы настояли на уникальном оборудовании, аналогов которому нет нигде в мире?
Галина Волкова: Я прошла путь, когда обычное обувное оборудование надо было приспособить под нестандартные требования. Несколько лет назад мы купили готовую обувную линию и на ней производили обувь. Все это время я понимала, насколько несовершенно оборудование и сколько всего теряем мы и наши заказчики. Поэтому к открытию новой фабрики я пришла с полным пониманием, что именно надо обязательно исправить и какие новшества внести. Таким образом, на новой фабрике появилась многопозиционная машина, с несколькими видами оснастки, причем нестандартными – для формования высоких задников. Мы специально приезжали на фабрику в Италию, разговаривали с инженерами, и они реализовали наши идеи, которые позволяют в автоматическом режиме изготавливать обувь по специальным требованиям.
Для работы на уникальном оборудовании нужны и уникальные сотрудники?
Галина Волкова: Специалистов мы выращиваем сами. Практически на всём оборудовании у нас работают сотрудники с высшим образованием. Я хочу сказать, что у нас прекрасная молодежь. Начиная с того, что они правильно питаются, ходят в спортзал, учат английский язык. Они изучают новые программы, пытаются узнать у производителей или придумать новые решения, если программой это не предусмотрено. Они сами дорабатывают цикл, чтобы он закрылся. Мы даем стимул, подталкиваем профессионально. Если мы продолжим их, как родители, опекать, говорить, что надо делать, а что не надо, то результата не будет. Результат появляется, когда молодые люди чувствуют ответственность.
Каковы сегодня перспективы 3D-сканирования? Сформировался ли у вас в регионах России пул партнеров, которые могут принимать заказы для вашей фабрики?
Галина Волкова: Недавно я сделала один маленький доклад на конгрессе травматологов и ортопедов. Он назывался «Советы обувщика». Я попыталась рассказать, что если стопа широкая, то не нужно предлагать зауженную обувь. Если второй палец длинный, то тогда нужна овальная колодка, чтобы палец поместился и т.д. Это прописные истины, представленные на картинках с пояснениями: к чему это приводит и какая потом деформация появляется, если не соблюдать элементарные правила. Когда я закончила и пошла на свое место, все стали подходить ко мне. Я не ожидала такой реакции, немного растерялась, но увидела в тот момент перед собой как раз тех людей, которые готовы работать по системе 3D-сканирования. Почему? У них есть свои кабинеты, маленькие клиники во всех регионах Российской Федерации, это высококлассные специалисты, которые заботятся о своих клиентах, но у них нет контакта с ортопедическими салонами. В результате мы договорились с тремя врачами из трех регионов об отработке взаимодействия в рамках 3D-сканирования и удаленного заказа обуви. Неделю назад наблюдала, как наши специалисты и врачи из регионов договаривались по «Скайпу»: как правильно установить стопу, снимать мерки и т.д. Сейчас идет взаимное обучение, врачи учат специалистов фабрики своим нюансам диагностики, а мы их – правильному формированию заказа на обувь. Я вижу в этом большое будущее. Как только отработаем четкое поминутное взаимодействие и пропишем стандарты прохождения цифрового заказа внутри компании и за ее пределами, сразу перейдем к формированию более широкого пула партнеров. Дайте немного времени.
Не получится ли так, что цифровые технологии нивелируют само понятие «модности»?
Галина Волкова: Как раз такие технологии дают огромные возможности в качестве и сложности конструированиях и кроя. А это и есть основа модности или дизайна обуви. Наше программное обеспечение и раскройные комплексы позволяют одним движением нарисовать любую перфорацию, любой цветочек и так же быстро и качественно раскроить. Это придаёт всем большой стимул к совершенствованию дизайна обуви.
Какими коллекциями вы особенно гордитесь и почему?
Галина Волкова: Коллекцией офисной обуви на каблуке. С первого курса института я знаю, что стопа наша может сжаться на 23%. Понятно же, откуда «Золушка» возникла? Стопа сжимается за счет мягких тканей. Так вот, мы создали обувь, которая отлично смотрится и при этом удивительно комфортна. Она на каждый день и при этом очень «умная» – за счёт своих технологий. Я как специалист очень ценю ее, потому что в этой коллекции совмещены многие технологии и включен ряд ноу-хау. Например, из балета мы взяли прошивную носочную часть, как в балетках. В этой обуви используется специальный материал для подноска, который держит форму, но не сдавливает пальцы. С одной стороны, форма должна быть, но с другой, обувь не должна давить на пальцы, на ногтевую пластину настолько, чтобы появился дискомфорт.
Готовы ли вы к выходу на зарубежные рынки и какие, прежде всего?
Галина Волкова: Готова давно. Первое, с чем, как мне кажется, мы должны выйти – это модельная эксклюзивная обувь ручной работы. И непременно во Францию.
Справка:
Инвестиционный проект по созданию фабрики «Ортомода» был разработан в 2014 году. С 2015 года началась активная фаза его реализации, которая включала в себя строительство фабрики, научно-исследовательские работы и оснащение предприятия. Инвестиции в проект составили 147 млн рублей, из них 51 млн рублей – льготный заём Фонда развития промышленности Минпромторга России. Поддержку также оказали Правительство Москвы, Фонд развития промышленности, Корпорация МСП, Агентство стратегических инициатив. В 2017 году планируется выпустить 120 тыс. пар ортопедической обуви, а к 2023 году мощность производства увеличится до 200 тыс. пар в год. Штат предприятия возрастет на 60 человек и составит 130 сотрудников.
По материалам: PROfashion.ru