8 (499) 519-02-81
Москва, Ленинский пр., дом 9

Ребенок на электросамокате по закону - пешеход

10:53, 23 августа 2022

Ребенок на электросамокате по закону - пешеход
5320

Электросамокаты становятся мощней, и на них все чаще гоняют подростки. Причем, юных гонщиков можно увидеть как на велодорожках и проезжей части, так и на тротуарах. Отсюда рост ДТП с участием самокатов и все чаще звучащие идеи запретить использовать электросамокаты детям до 18 лет. Каково мнение юристов на этот счет? На наши вопросы ответил исполнительный директор ООО «Медиа-НН» Георгий Давидьян.

Давидьян.png

- Георгий Николаевич, есть какие-то ограничения для использования самокатов несовершеннолетними?

- Поскольку электросамокат по действующему законодательству не является транспортным средством, для управления им не требуется получение специального права, в связи с чем электросамокаты пользуются высоким спросом среди детей и подростков. Следует отметить, что действующее законодательство также не регламентирует возраст, с которого несовершеннолетние вправе управлять электросамокатом. Лишь производители устанавливают рекомендованный возраст пользователя, который зависит от характеристик соответствующего электросамоката.

- Передвижение на самокате подпадает под действие правил дорожного движения?

- В юридической практике стали возникать вопросы о том, какие правила дорожного движения должно соблюдать лицо, управляющее электросамокатом, и, соответственно, какие меры ответственности должны наступать в случае несоблюдения данных правил.

Впервые определенность в данном вопросе поставил Верховный суд РФ в своем решении от 30 марта 2022 г. по делу № АКПИ22-66, признав необходимость отнесения электросамоката к транспортным средствам несмотря на то, что получать водительское удостоверение для управления им по закону не требуется. Однако данная позиция продержалась недолго.

4 июля Верховный суд РФ рассмотрел еще одно дело, касающееся данного вопроса, и вынес Постановление (дело № 78-АД22-22-КЗ), в соответствии с которым разъяснил, что электросамокаты не относятся к транспортным средствам. Таким образом, в случае нарушения правил дорожного движения лицом, управляющим электросамокатом, должна наступать административная ответственность, установленная для пешеходов. Так, за езду на самокате по автомобильной дороге наступит административная ответственность, предусмотренная частью 2 статьи 12.29 КоАП РФ, предусматривающая наказание в виде административного штрафа в размере 800 рублей.

Таким образом, при управлении механическим или электросамокатом необходимо руководствоваться пунктом 4.1 ПДД, согласно которому пешеходы должны двигаться по тротуарам, пешеходным дорожкам, велопешеходным дорожкам, а при их отсутствии - по обочинам. При отсутствии возможности двигаться во всех вышеперечисленных случаях, ПДД разрешают движение по внешнему краю проезжей части, но только навстречу движению транспортных средств.

- Это относится ко взрослым водителям самокатов. А как же дети?

- Правила дорожного движения не детализируют возраст участников движения, в частности, нет ремарок относительно несовершеннолетних пешеходов и, соответственно, несовершеннолетних пользователей электросамокатов. Вместе с тем, правила дорожного движения устанавливают ограничения для велосипедистов в зависимости от их возраста. Так, движение велосипедистов в возрасте от 7 до 14 лет должно осуществляться только по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам, а также в пределах пешеходных зон, а движение велосипедистов в возрасте младше 7 лет должно осуществляться только по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам (на стороне для движения пешеходов), а также в пределах пешеходных зон. Несомненно, правила, установленные для несовершеннолетних велосипедистов, должны распространяться и на пользователей электросамокатов аналогичной возрастной группы. Но если велосипед – это транспортное средство, то самокат юридически им не является.

- Могут родители, которые купили ребенку самокат, нести ответственность за ДТП на дороге, которое произошло по его вине?

- Начиная с 16 лет, подростки сами несут административную ответственность за совершенные правонарушения, в том числе касающиеся нарушений ПДД. А до этого ответственность за его проступки несут родители.

- Сейчас покупка мощного и скоростного самоката – вопрос скорее к осмотрительности родителей. Производители могут только порекомендовать в документах, прилагаемых к самокату, допустимый возраст использования, также свой совет может дать продавец. Необходимо ли отрегулировать вопрос законодательно? О подобной инициативе уже говорилось.

- Конечно, требуется внесение изменений в нормативно-правовые акты с целью устранения имеющихся пробелов, детальной и однозначной трактовки юридического статуса электросамокатов и лиц, ими управляющих, а также разграничения требований к пользователям электросамокатов в зависимости от их возраста. Думаю, эта тема найдет свое продолжение на законодательном уровне.

Напомним, что в начале лета представители Совета по правам человека (СПЧ) при Президенте России уже заявляли о необходимости признать электросамокаты источником повышенной опасности и снабдить их номерными знаками, ввести возрастные ограничения и особую категорию прав на управление ими, о чем мы уже писали. Их инициативу готовы поддержать в Госдуме. Но пока по данному вопросу никаких изменений не произошло. И когда их ждать, непонятно, так как эксперты отмечают, что скорому принятию поправок может помешать действующий мораторий на точечные изменения ПДД.

О компании

Оставляйте комментарии, высказывайте свое мнение. Следите за новостями. Подписывайтесь на email-рассылку на еженедельный «Вестник индустрии детских товаров» и получайте самое важное о бизнесе в удобном формате! Делитесь своими новостями и размещайте рекламу на наших ресурсах.