10:53, 23 августа 2022
Электросамокаты становятся мощней, и на них все чаще гоняют подростки. Причем, юных гонщиков можно увидеть как на велодорожках и проезжей части, так и на тротуарах. Отсюда рост ДТП с участием самокатов и все чаще звучащие идеи запретить использовать электросамокаты детям до 18 лет. Каково мнение юристов на этот счет? На наши вопросы ответил исполнительный директор ООО «Медиа-НН» Георгий Давидьян.
- Георгий Николаевич, есть какие-то ограничения для использования самокатов несовершеннолетними?
- Поскольку электросамокат по действующему законодательству не является транспортным средством, для управления им не требуется получение специального права, в связи с чем электросамокаты пользуются высоким спросом среди детей и подростков. Следует отметить, что действующее законодательство также не регламентирует возраст, с которого несовершеннолетние вправе управлять электросамокатом. Лишь производители устанавливают рекомендованный возраст пользователя, который зависит от характеристик соответствующего электросамоката.
- Передвижение на самокате подпадает под действие правил дорожного движения?
- В юридической практике стали возникать вопросы о том, какие правила дорожного движения должно соблюдать лицо, управляющее электросамокатом, и, соответственно, какие меры ответственности должны наступать в случае несоблюдения данных правил.
Впервые определенность в данном вопросе поставил Верховный суд РФ в своем решении от 30 марта 2022 г. по делу № АКПИ22-66, признав необходимость отнесения электросамоката к транспортным средствам несмотря на то, что получать водительское удостоверение для управления им по закону не требуется. Однако данная позиция продержалась недолго.
4 июля Верховный суд РФ рассмотрел еще одно дело, касающееся данного вопроса, и вынес Постановление (дело № 78-АД22-22-КЗ), в соответствии с которым разъяснил, что электросамокаты не относятся к транспортным средствам. Таким образом, в случае нарушения правил дорожного движения лицом, управляющим электросамокатом, должна наступать административная ответственность, установленная для пешеходов. Так, за езду на самокате по автомобильной дороге наступит административная ответственность, предусмотренная частью 2 статьи 12.29 КоАП РФ, предусматривающая наказание в виде административного штрафа в размере 800 рублей.
Таким образом, при управлении механическим или электросамокатом необходимо руководствоваться пунктом 4.1 ПДД, согласно которому пешеходы должны двигаться по тротуарам, пешеходным дорожкам, велопешеходным дорожкам, а при их отсутствии - по обочинам. При отсутствии возможности двигаться во всех вышеперечисленных случаях, ПДД разрешают движение по внешнему краю проезжей части, но только навстречу движению транспортных средств.
- Это относится ко взрослым водителям самокатов. А как же дети?
- Правила дорожного движения не детализируют возраст участников движения, в частности, нет ремарок относительно несовершеннолетних пешеходов и, соответственно, несовершеннолетних пользователей электросамокатов. Вместе с тем, правила дорожного движения устанавливают ограничения для велосипедистов в зависимости от их возраста. Так, движение велосипедистов в возрасте от 7 до 14 лет должно осуществляться только по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам, а также в пределах пешеходных зон, а движение велосипедистов в возрасте младше 7 лет должно осуществляться только по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам (на стороне для движения пешеходов), а также в пределах пешеходных зон. Несомненно, правила, установленные для несовершеннолетних велосипедистов, должны распространяться и на пользователей электросамокатов аналогичной возрастной группы. Но если велосипед – это транспортное средство, то самокат юридически им не является.
- Могут родители, которые купили ребенку самокат, нести ответственность за ДТП на дороге, которое произошло по его вине?
- Начиная с 16 лет, подростки сами несут административную ответственность за совершенные правонарушения, в том числе касающиеся нарушений ПДД. А до этого ответственность за его проступки несут родители.
- Сейчас покупка мощного и скоростного самоката – вопрос скорее к осмотрительности родителей. Производители могут только порекомендовать в документах, прилагаемых к самокату, допустимый возраст использования, также свой совет может дать продавец. Необходимо ли отрегулировать вопрос законодательно? О подобной инициативе уже говорилось.
- Конечно, требуется внесение изменений в нормативно-правовые акты с целью устранения имеющихся пробелов, детальной и однозначной трактовки юридического статуса электросамокатов и лиц, ими управляющих, а также разграничения требований к пользователям электросамокатов в зависимости от их возраста. Думаю, эта тема найдет свое продолжение на законодательном уровне.
Напомним, что в начале лета представители Совета по правам человека (СПЧ) при Президенте России уже заявляли о необходимости признать электросамокаты источником повышенной опасности и снабдить их номерными знаками, ввести возрастные ограничения и особую категорию прав на управление ими, о чем мы уже писали. Их инициативу готовы поддержать в Госдуме. Но пока по данному вопросу никаких изменений не произошло. И когда их ждать, непонятно, так как эксперты отмечают, что скорому принятию поправок может помешать действующий мораторий на точечные изменения ПДД.
Оставляйте комментарии, высказывайте свое мнение. Следите за новостями. Подписывайтесь на email-рассылку на еженедельный «Вестник индустрии детских товаров» и получайте самое важное о бизнесе в удобном формате! Делитесь своими новостями и размещайте рекламу на наших ресурсах.