17:04, 25 августа 2023
Генеральный директор компании «Бабашки» Сергей Плахотников рассказывает о том, как педагоги могут помочь дошкольникам адаптироваться к новому технологичному миру.
Идея полифункциональных материалов
Традиции дошкольной педагогики, как в России, так и за рубежом, очень глубоки: они тянутся еще от Фридриха Фребеля, который стал автором понятия «детский сад» и одним из первых заинтересовался дошкольным развитием детей.
Сама по себе идея полифункциональных материалов — такое же хорошо забытое старое. Игрушки подготавливали и подготавливают детей к реальному миру, позволяя проигрывать жизненные ситуации в безопасной среде и получать разнообразный опыт.
Но сейчас у детей есть не только традиционные, но и интерактивные, технологичные игрушки. Чем они могут быть полезны, а чем вредны и как с их помощью подготовить ребенка к реальному миру, расскажем в этой статье.
Чем сейчас отличается мир ребенка?
Принципиально новое в современной педагогике лежит в области работы с информацией. Если раньше ребенок жил на своем уровне тем, лишь иногда соприкасаясь с взрослыми, то теперь он попадает во взрослый мир значительно быстрее. Теперь он это взрослое видит отовсюду: это и поп-музыка, и фильмы, и ролики, и шортсы, которые мама смотрит на своем смартфоне, а ребенок — через плечо.
Любая информация ребенку доступна, нужная и ненужная. Создаются ресурсы, на которых ребенок может обучиться читать в игровой форме. Существуют мультфильмы, которые ребенок может посмотреть в любое время. Счет, освоение иностранного языка, окружающего мира — все это доступно ему.
Все это позволяет экономить силы, время и быстро получать желаемое.
Чем вредна эффективность?
Эффективная работа с информацией очень мощно вошла в современную педагогику. Но у ребенка нет потребности действовать эффективно. У него времени достаточно, одно и то же действие он может совершать сколько угодно долго, разве что немного его меняя. Например, забегать и скатываться, отрывать что-то от чего-то или лепить, ломать и снова лепить. Кажется, что ребенок бесцельно проводит время, но на самом деле это экстенсивный путь развития и освоения окружающего мира.
Но взрослые, как им кажется, берут достижения науки и адаптируют их к потребностям детей. Например, интерактивная стена. На ней появляются какие-то предметы, и ребенок должен в них попасть мячом. Взрослые думают, что они так работают с мотивацией ребенка и стимулируют стремление бросать.
Однако что они у ребенка отобрали? Они отобрали путь до мишени, который он отмеряет своими шагами, установку и балансирование объектов, в которые ребенок должен попасть, путь обратно. Он бросает мяч в статичную мишень.
То есть эффективные современные технологии отбирают у ребенка опыт. И, более того, когда ребенок попадет в настоящий мир, ему будет неинтересно действовать. Он будет подсажен на виртуальную реальность.
Чем полезны технологии?
Важно использовать современные технологии, но нужно понимать, когда и зачем. Они дают возможность очень быстрого доступа к информации, актуальной для ребенка. Мы можем, например, показать, как летит птица. Более того, мы этот полет можем замедлить, и тогда ребенок увидит, как движутся крылья птицы, как движутся крылья божьей коровки. Мы можем увеличить микромир и увидеть его в большом разрешении, увидеть то, что невидимо обычному глазу. Вот для чего нужны цифровые технологии: чтобы наполнять опытом познавательную сферу, особенно в дошкольном детстве.
То же самое связано с ранней робототехникой и программированием. Но не обязательно обучать детей этому в дошкольном возрасте. Сама история программирования лежит в основе практически всех подвижных игр по правилам. Конечно, здорово, когда ребенок программирует божью коровку, но дети, по опыту, в начальной школе очень быстро осваивают это. Дети адаптируются ко всему, они очень гибкие, очень пластичные, им интересно то, что интересно взрослым.
Как ребенку приспособиться к технологичному миру?
Человеку скоро придется конкурировать с искусственным интеллектом, то есть самообучающимися машинами. Причем очень активно перелопачивающими огромное количество данных и вырабатывающими самый эффективный и точный образ действий. И, может быть, здесь машина человека обгоняет.
Ребенку будущего нужно быть конкурентоспособным. Что это значит? Он будет создавать новые технологии. А для этого у человека должна быть привычка к тому, что он может влиять на качество жизни. То есть ребенок видит проблему, сложность, например, — не хватает кубиков, и он делает из пластилина, книг, других мелких деталей. Он находит решение, чтобы реализовать свою идею и улучшить свою жизнь и жизнь других детей.
И эта привычка, это состояние — «я могу влиять на будущее, я могу влиять на свою жизнь» — это одна из метаспособностей, которые важны для человека, который будет создавать новые технологии. Человек будущего — тот, у кого есть идея и кто знает, как ее реализовать.
Справочно:
Компания «Бабашки» на выставке Национального съезда производителей учебного оборудования. Выставка будет проходить в течение трех дней: с 29 по 31 августа в Старт Хаб на Красном Октябре.
Съезд станет главным отраслевым событием для производителей учебного оборудования. В трехдневную деловую программу мероприятия войдут пленарные заседания, экспертные сессии, деловые конференции, презентации и круглые столы.
Организатором Национального съезда производителей учебного оборудования выступает АИДТ при поддержке Совета Федерации, Министерства промышленности и торговли РФ, Министерства просвещения РФ, Российской академии образования.
Оставляйте комментарии, высказывайте свое мнение. Следите за новостями. Подписывайтесь на email-рассылку на еженедельный «Вестник индустрии детских товаров» и получайте самое важное о бизнесе в удобном формате! Делитесь своими новостями и размещайте рекламу на наших ресурсах. Подписывайтесь на наш Телеграм-канал