15:07, 16 сентября 2019
LEGO — это сокращение от датских слов «leg godt», что в переводе означает «играйте хорошо». Название отражает философию компании: «хорошая игра» способствует развитию творческих способностей детей, которые им пригодятся во взрослой жизни. Ещё одна основополагающая ценность, заложенная Кристиансеном, основателем компании, — принцип постоянного совершенствования и повышения планки: «лучшее никогда не бывает слишком хорошим».
На протяжении практически всей своей истории LEGO наслаждалась ростом продаж. Дети любили кирпичик за возможности для игры, а родителям нравилась творческая и развивающая направленности игрушек. Компания не стояла на месте, постоянно совершенствовала свои процессы и выпускала новые игрушки. Но к концу 20 века LEGO столкнулась с серьёзными трудностями.
Один из самых серьёзных возник в девяностых, когда у LEGO закончился срок действия патента на свои кирпичики, в результате чего их стали копировать все, кому только не лень. И продавать свои продукты намного дешевле оригинала.
Ещё один важный фактор кризиса — возникновение и широкое распространение новых технологических игрушек и компьютерных игр. Виртуальная реальность казалась многим детям более привлекательной, чем простой кирпичик.
1998 год компания впервые в истории закончила с убытками в размере $48 млн. В 1999 году компании пришлось уволить более тысячи сотрудников, а руководство неожиданно осознало, что теперь придётся вести борьбу за выживание.
Желая подстроиться под требования времени, LEGO увлеклась новыми инновационными подходами. Чтобы наверстать упущенное, она разработала амбициозную стратегию роста, которая основывалась на популярных тогда теориях стимулирования инноваций, и стала интенсивно внедрять инновации сразу по нескольким направлениям.
Многие начинания не принесли ничего, кроме убытков, бесконтрольный инновационный процесс привёл компанию к серьёзному кризису. 2003 год LEGO закончила с самыми большими за всю свою историю убытками, продажи упали на 30%, по сравнению с предыдущим годом, она стала терять свои позиции на самых важных рынках. Следующий год не предрекал ничего оптимистичного. В 2003 году встал вопрос о возможной продаже компании по частям.
В период выхода из кризиса компания не отказалась от полного спектра инноваций. В её самых успешных продуктах — «Звёздные войны», «Гарри Поттер» и Bionicle — использовался полный спектр инноваций, дополняющих основные наборы.
Компания внедрила новый процесс разработки LEGO (LDP) — все проекты, связанные с проектированием новых продуктов, делились на трёхмесячные фазы. Это помогло ускорить динамику разработки и оперативно реагировать на появляющиеся рыночные возможности.
До конца 1990-х годов компания была довольно закрытой фирмой, не желавшей делиться своей интеллектуальной собственностью, но кризис вынудил руководство LEGO воспользоваться преимуществами коллективного разума. Сотрудничество с поклонниками оказалось успешным, и компания пришла к выводу о том, что ей стоит больше доверять своим фанатам и посвящать их в свои производственные секреты.
В своей книге Дэвид Робертсон и Билл Брин подробно рассматривают причины успехов и неудач LEGO, а также подход компании к инновациям. Кризис конца 1990-х — начала 2000-х годов поставил руководство группы перед кажущимися неразрешимыми вопросами.
Чтобы выйти из кризиса, руководство использовало популярные инновационные стратегии, но их неправильное применение чуть не привело компанию к краху. Попытка реализовать много крупных инновационных проектов в сжатые сроки привела к утрате фокуса, а отсутствие финансовой дисциплины, системы контроля и налаженных каналов связи между подразделениями только усугубило положение группы. Но они преодолели этот кризис. Компания учла все свои ошибки, возродилась словно феникс и стала только лучше.