8 (499) 519-02-81
Москва, Ленинский пр., дом 9

Александр Савенков: «Работа в Экспертном совете «Золотого медвежонка» помогает чувствовать, как «бьется пульс» современной промышленности»

14:20, 18 февраля 2022

Александр Савенков: «Работа в Экспертном совете «Золотого медвежонка» помогает чувствовать, как «бьется пульс» современной промышленности»
6640

Сбор заявок на соискание Национальной премии в сфере товаров и услуг для детей «Золотой медвежонок» вышел на финишную прямую, и совсем скоро начнется горячее время для Экспертного совета премии. Одну из его структур – Научный совет – возглавляет Александр Савенков, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, доктор психологических наук, профессор, директор Института педагогики и психологии образования МГПУ. В его ведении рассмотрение инновационной составляющей представляемых проектов, значение детских товаров в построении образовательных процессов. Это важный аспект премии, поэтому мы попросили Александра Ильича представить свое мнение на предстоящее событие в сфере индустрии детских товаров.

Вы стояли у истоков премии, и Вам особенно показателен процесс ее становления. Как Вам кажется, насколько изменились детские товары и услуги за последние 12 лет, а именно столько лет существует «Золотой медвежонок», с точки зрения полезности для ребенка в части его развития и образования?

- Создание Национальной премии в сфере товаров и услуг для детей «Золотой медвежонок» существенно изменило ситуацию в производстве и продвижении на рынке детских товаров. Заметно выросло качество продукции для детей как отечественных, так и зарубежных производителей. Одной из важных тенденций, достаточно определенно фиксируемых по результатам деятельности экспертов научного совета «Золотого медвежонка», является рост качества работы отечественных производителей детских товаров. За период работы Национальной премии выросло не только качество материалов для производства детских товаров, но и созданы новые, адресованные детям, отечественные разработки, сохраняющие и развивающие лучшие традиции национальной культуры. 

Какими качествами должна обладать игрушка, имеющая ценность для ребенка с точки зрения науки?

- Главное качество любой игрушки - стимулировать активность ребенка, вовлекая его в игру, ненавязчиво и неуклонно развивать его когнитивные способности, психосоциальные и психофизические навыки. 

Какими критериями пользуетесь лично Вы для определения победителя Премии в той или иной номинации?

- Используемая нашим научным советом критериальная база постоянно совершенствуется. К числу основных могут быть отнесены следующие:

·         Осваиваемые в игре действия должны соответствовать возрастным когнитивным, психосоциальным и психофизическим возможностям детей - ориентироваться на «зону ближайшего развития»;

·         Важно, в какой степени игра и игрушка способны стимулировать развитие интеллекта, креативности и других познавательных функций ребенка;

·         Степень ориентации игры и игрушки на позитивную социализацию личности ребенка, развитие эмоционального интеллекта и коммуникативных способностей;

·         Способность игры и игрушки развивать мелкую и крупную моторику, стимулировать «физический интеллект» ребенка;

·         Игры и игрушки - модели знакомых ребенку явлений и предметов, они должны содействовать становлению научной картины мира, совершенствовать его знания о природе, обществе, отношениях людей. 

Насколько помогает работа в Экспертном совете для Вашей научной и преподавательской деятельности?

- Работа в экспертном совете Национальной премии в сфере товаров и услуг для детей «Золотой медвежонок» позволяет мне, образно говоря, постоянно чувствовать, «как бьется пульс», ориентированной на детей, современной промышленности, видеть и испытывать самые новые, самые современные детские товары.

Какую помощь могут оказать представители науки производителям детских товаров?

- Думаю, что об этом, в первую очередь, следует спросить конструкторов, дизайнеров, технологов, инженеров, работающих над созданием товаров для детей. Мы, психологи, педагоги, психофизиологи, с интересом участвуем в этой работе и надеемся, что наше участие помогает производителям. По моим ощущениям есть потребность в более тесных контактах.

Новинки для детей – это, как правило, отражение актуальных требований общества. На какие реалии современности, по Вашему мнению, должны откликнуться производители детских товаров?

- Производителям детских товаров, на мой взгляд, следует ориентироваться на проектные суждения футурологов и разработчиков новых образовательных систем и программ, описывающих навыки ХХI века. Списки их различны, но практически у всех встречаются основные: критическое мышление, креативность, цифровая грамотность, эмоциональный интеллект, готовность к сотрудничеству и сотворчеству, способности к самообучению и саморазвитию. Современные детские товары должны работать на эти задачи.

Ваши пожелания участникам Премии.

- Основное пожелание – тесная кооперация науки и производства, что обязательно приведет к успеху и исследователей, и производственников!

Справочно

Национальная премия в сфере товаров и услуг «Золотой медвежонок» (www.kidsaward.ru) - главная отраслевая премия в сфере товаров и услуг для детей.

Проводится ежегодно с 2010 года при поддержке Совета Федерации Федерального собрания РФ и Минпромторга. Победителей в рамках открытой публичной защиты определяет научный, отраслевой и индустриальный экспертный совет, в который входят ведущие научные и образовательные организации, крупнейшие торговые организации и интеграторы, эксперты в сфере безопасности и качества, представители победителей премии.

На основе многогранной оценки номинантов Премии эксперты определяют именно ту продукцию или услугу, которая является лучшим образцом продуманности, функциональности, полезности, качества и непременно безопасности для самой главной аудитории на свете — детей.

Национальная премия является общепризнанной профессиональной наградой и поощряет выдающиеся заслуги компаний-лидеров и потребительские качества продукции и услуг, внесших значительный вклад в развитие инфраструктуры детства.

Оставляйте комментарии, высказывайте свое мнение. Следите за новостями. Подписывайтесь на email-рассылку на еженедельный «Вестник индустрии детских товаров» и получайте самое важное о бизнесе в удобном формате! Делитесь своими новостями и размещайте рекламу на наших ресурсах.