8 (499) 519-02-81
Москва, Ленинский пр., дом 9

Делятся ли современные игрушки по гендерному принципу?

18:48, 22 сентября 2021

Делятся ли современные игрушки по гендерному принципу?
5900

Главным вопросом, который стал предметом дискуссии на научной сессии «Гендерная специфика игр и игрушек современных детей»: есть ли игрушки специально для мальчиков и для девочек и актуально ли в современном мире такое деление. К разговору в рамках III Международной научно-практической конференции «Игровая культура современного детства» пригласили педагогов, психологов и философов.

Модератором сессии выступила доктор философских наук, профессор департамента психологии Института педагогики и психологии образования МГПУ Ольга Ключко, которая задала тон разговору.

Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологической антропологии Института детства ГБОУ ВО МПГУ Екатерина Трифонова в своем докладе «Детерминанты гендерных различий в играх детей» сразу обозначила свою позицию в данном вопросе: «Меняется общество – меняются гендерные стереотипы. И в современном обществе гендерной специфики в играх детей не должно быть. Постараюсь это доказать в своем докладе».

Екатерина Вячеславовна признала, что и по сей день взрослые не одобряют, когда дети берут игрушки не своего пола. Раньше это разделение было обоснованно, так как игры девочек, например, были связаны с тем, чтобы впоследствии она занималась домашним хозяйством, и играла она традиционно меньше мальчика, так как уже с 7 лет, и даже раньше, начинала полноценно помогать маме по дому.

«Конечно, от природы функции у женщин и мужчин разные, но все они принадлежат к одной категории: гомо сапиенс, - рассказала в своем докладе Екатерина Трифонова. - Девочки рождаются более зрелыми и, что важно с точки зрения игры, у них лучше развита речь. Девочки в игре занимают ограниченное пространство, мальчики занимают для своей игры все пространство. Игры экспериментирования больше интересуют мальчиков. Сюжетные игры раньше будут возникать у девочек, но к концу дошкольного периода более разнообразны игры у мальчиков. Но к определенному возрасту все различия выравниваются. В конечном счете значение имеет не факт наличия гендерной игрушки, а содержание игры с ней».

Оценивая в своем докладе гендерные трансформации в игровой культуре современных школьников, доктор педагогических наук, профессор ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» Людмила Столярчук отметила, что они обусловлены глобальными изменениями в современном мире.

Как отметила Людмила Ивановна, новые правила потребовали изменения правил во всемирной гендерной игре.

Исследуя игры детей Волгоградской области, спикер отметила, что раньше были игры, дифференцированные по признаку пола, сейчас наблюдается гендерная толерантность в совместных играх. Если раньше правила гендерной игры наблюдались на основе мускулинного доминирования, то сейчас они формулируются на основе диалога, равных взаимоотношений между мальчиками и девочками. И если в детских оздоровительных лагерях еще буквально несколько лет назад нередко устраивали соревнования между мальчиками и девочками, то в последнее время команды не формируются по гендерному признаку, а устраивают соревнования между отрядами.

В докладе Людмилы Ивановны были отмечены и другие изменения в гендерной специфике игр, а также исчезновение гендерных стереотипов у старшеклассников при выборе профессии.

На гендерной специфике педагогического дизайна игротехнологий заострила внимание в своем докладе доктор педагогических наук, профессор Удмуртского государственного университета (г. Ижевск) Нина Ерофеева.

Нина Юрьевна отметила, что с изменением образовательного пространства стал меняться педагогический дизайн самой игры. Также она рассказала о проведенном ею педагогическом эксперименте, который предоставил благодатную почву для анализа гендерной специфики принятия решений у юношей и девушек.

Кандидат психологических наук, доцент Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, Северо-Западного государственного медицинского университета им. И.И. Мечникова, (г. Санкт-Петербург) Елена Иоффе предложила коллегам рассмотреть изменение гендерных предпочтений на примере трансформаций куклы Барби, а кандидат психологических наук, доцент ГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» Надежда Сухарева из Саранска представила свое исследование предпочтений в игре девочек и мальчиков из областного центра и маленького районного города.

В завершении дискуссии свой взгляд на проблему в докладе «Исследования гендерной специфики игровой деятельности: российские и зарубежные тренды» представила модератор сессии Ольга Ключко, упомянув, в частности, о спорной теме отражения гендерной специфики в дизайне кукол. 

Справочно

Международная научно-практическая конференция «Игровая культура современного детства» призвана создать пространство для диалога российского и международного научного и экспертного сообщества исследователей детской игры и промышленности игр и игрушек. Ключевая тема мероприятия 2021 года — «Ребенок и игра в эпоху глобальных трансформаций». Конференция адресована исследователям, специалистам и экспертам в сфере культуры, психологии, педагогики, социологии, представителям органов власти, промышленным предприятиям, а также всем лицам, проявляющим интерес к рассматриваемым проблемам.

Конференция проводится при поддержке Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации, Минпромторга России и Минпросвещения России.

Среди организаторов конференции ведущие научно-исследовательские институты и вузы, Российская академия образования. Она адресована исследователям, специалистам и экспертам в сфере культуры, психологии, педагогики, социологии, представителям органов власти, промышленным предприятиям, а также всем лицам, проявляющим интерес к рассматриваемым проблемам.

На конференции представлены новые разработки, инновационные игры и игрушки, а также игровая образовательная среда, созданная при поддержке ведущих научных школ и подтвердившая свою эффективность в рамках апробации и тестирования в образовательном сообществе. Цель конференции — обосновать представление об игре и игрушке как об инструменте формирования человека. Показать психолого-педагогические практики применения игр и игрушек в учебно-воспитательном процессе, переосмыслить содержание основных проблем детской игры в контексте особенностей современной семьи.

Подробнее о мероприятии и регистрация для участия на сайте — https://toy-experts.ru.

Оставляйте комментарии, высказывайте свое мнение. Следите за новостями. Подписывайтесь на email-рассылку на еженедельный "Вестник индустрии детских товаров" и получайте самое важное о бизнесе в удобном формате! Делитесь своими новостями и размещайте рекламу на наших ресурсах.