15:03, 12 июня 2024
Член Совета при Президенте Российской Федерации по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей, президент АИДТ Антонина Цицулина отметила:
«Первый в истории международный День игры, который будет отмечаться ежегодно, начиная с 11 июня 2024 года знаменует собой очень важную веху в усилиях по сохранению и популяризации игр. Задача всех причастных к игре: авторов, дизайнеров, производителей, научно-педагогического сообщества, профильных министерств и ведомств сделать все возможное, чтобы дети могли использовать огромный потенциал игры. Производство национальной игрушки в России должно быть отнесено к стратегическим задачам в рамках реализации национальных проектов в сфере детства».
Антонина Цицулина и Медвежонок
Следует отметить, что ранее конвенция ООН о правах ребенка закрепила игру, как основное право каждого ребенка согласно статье 31, в которой описано, как важна игра в образовании, в общественной жизни, в семье.
В России важность игры и игрушек отражена в федеральной образовательной программе дошкольного образования.
Впервые на пресс-конференции ТАСС, приуроченной к международному Дню игры, приняли участие отечественные игрушки: от ретроспективных персонажей до игрушек до героев сегодняшнего дня. В честь праздника каждый спикер представил свою любимую игрушку.
«Организаторы пресс-конференции попросили участников быть со своими любимыми игрушками. Со мной — Золотой медвежонок, которым мы традиционно награждаем лучших отечественных производителей товаров, включая игры и игрушки, для детей. Такие теплые, добрые и родные игрушки обязательно должны окружать наших детей и стимулировать отечественных производителей. В том числе от того, какими игрушками и в какие игры будут играть наши дети, зависит будущее страны»,
— рассказала Председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова.
Лилия Гумерова и Золотой медвежонок
Как отметила Президент РАО Ольга Васильева, цифровизация всех сфер жизни стала реальностью, и значительная часть времени современных детей и взрослых проходит в виртуальной среде, что, в свою очередь, стимулирует развитие новых игровых и образовательных практик:ИГРУШКИ И ИХ СОЗДАТЕЛИ
Екатерина Черкес-заде и кубик Рубика
Директор Центра креативной экономики Агентства стратегических инициатив Екатерина Черкес-заде рассказала о важности игрушек в формировании будущих вкусов и предпочтений ребенка:«Дети, играя в определенные игры и игрушки, формируют образ жизни и отношение к стране-производителю. Ту музыку, которую они слушают, те вещи, которые они носят и вообще все то, что они считают модным интересным, спустя время сформирует определенные паттерны. Наша задача — начать формулировать совсем новые паттерны, контент, анимацию, игры для того, чтобы мировая аудитория детей стала воспринимать Россию как интересную страну, как модную страну, как современную страну».
Она отметила, что такая популяризация национальных ценностей позволит привлекать туристов и студентов, которые будут инвестировать в страну. «Такая же интересная задача сейчас стоит у наших коллег из хабаровской студии «Мечталет». Они стали делать потрясающую анимацию, востребованную в азиатских странах. Следующим шагом стоит не просто попадание в культурный код, но и возможность транслировать свои культурные ценности через подобного рода проекты», - пояснила спикер.
Владимир Грачев и настольная игра «Мезень»
Продюсер настольной игры «Мезень» ГК «Мир хобби» Владимир Грачев подчеркнул, что именно уникальность культурного национальный кода легла в основу создания популярной настольной игры «Мезень»:
«Когда мы начали работать над игрой «Мезень» нам хотелось создать продукт, который был бы по-настоящему «наш» и по-настоящему уникальный. Я сам родом из Архангельска и поэтому мне всегда хотелось сделать что-то для своего родного региона в культурном плане.
Сейчас я очень горд, что наша игра «Мезень», которую мы создали, основываясь на мезенской росписи - народном промысле региона, это продукт, который сегодня стоит в каждом сувенирном магазине. Игра уже локализуется по всему миру, продвигая нашу культуру. Наши иностранные партнеры отмечают, что привлекательность игры именно в том, что она ни на что не похожа, ведь нигде нет таких промыслов, такого искусства. Весь смысл креативной индустрии – дать миру то, чего у него раньше не было!»
Олег Рой, Шмяк и Русские Супергерои
Писатель, сценарист и продюсер Олег Рой акцентировал внимание на том, что современное детское пространство нуждается в новых подходах, и поэтому важно создавать и развивать такие игры и комиксы, которые бы внедрили в детей интерес к национальным русским супергероям. Ведь использование традиционных сказочных персонажей, таких как Баба Яга или Леший, помогает не только разнообразить игровой опыт детей, но и способствует познанию природы и осознанию добра и зла. По мнению эксперта не стоит забывать о ценности народных традиций и символов, внедряя их в современную культуру и создавая новые формы для развлечения и обучения для детей, в том числе, с учетом современных тенденций и технологий.ИГРЫ С НАУКОЙ
Президент РАО Ольга Васильева обратила внимание на то, что российская отрасль игр и игрушек пережила тяжелые десятилетия из-за обилия китайских товаров на рынке. Она отметила, что именно сейчас происходит поворот в правильную сторону:
Ольга Васильева и кукла Балерина
«Российские игрушки начинают завоевывать свои позиции. Особенно радует то, что этот процесс происходит в Год семьи, что дает надежду на появление еще большего количества российских игрушек на прилавках магазинов», - резюмировала эксперт.
«Игрушки находят самое мощное применение не только в детских садах, но и в профессиональном образовании, где с их помощью обучаются летчики, моряки, водители, крановщики и другие специалисты, работающие с крупными и сложными машинами. Игровые симуляторы позволяют им познавать и оттачивать свои навыки в безопасной и контролируемой среде, что повышает эффективность обучения и снижает риски ошибок в реальной жизни. Таким образом, развитие игрушечной индустрии и использование игрушек в образовательных целях играет важную роль в формировании профессиональных навыков и компетенций специалистов различных отраслей экономики, способствуя повышению качества образования и подготовки кадров в России».
Вероника Барышева и Жираф Николай
Профессор кафедры «Промышленный дизайн» РГХПУ им. С.Г. Строганова Вероника Барышева Вероника Барышева, отметила важность российского дизайна игрушек, который всегда ориентирован на развитие ребенка. Она подчеркнула, что Академия всегда уделяет внимание игрушкам и ведет плотное взаимодействие с производителями. Особое внимание уделяется модульной игрушке, которая не только развивает интеллектуальные способности детей, но и способствует их спортивному и эмоциональному развитию. Профессор также акцентировала важность ответственности как у педагогов, так и у дизайнеров за то, какие навыки и качества формируются у детей благодаря игрушкам, которые они создают.
Алина Семенова и кукла Матрена
Заведующая Художественно-педагогическим музеем игрушки имени Н.Д. Бартрама Сергиево-Посадского института игрушки Алина Семенова считает, что роль музея не только сохранить, но и популяризировать игрушку: «В нашем музее хранятся как старинные, так и современные игрушки, всего их около 170 000. Среди них советская промышленная игрушка, народная игрушка, русская и зарубежная дореволюционная игрушка. Музей проводит образовательные программы для детей, где мы изучаем наши коллекции и переосмысливаем значимость игрушек в современном контексте».
ИГРЫ И ИГРУШКИ. РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ
Глава Комитета СФ отметила Лилия Гумерова отметила важность отражения вопросов индустрии детских товаров и в региональной повестке. «Неслучайно сегодня субъектами ведется кропотливая работа, подписание соглашений с ассоциацией индустрии детских товаров, формируются дорожные карты, чтобы каждый регион очень четко выстроил это направление в своей региональной повестке, чтобы отечественные производители чувствовали поддержку. И чтобы региональные меры поддержки тоже играли на благо качества и безопасности товаров для детей».
Говоря о региональной повестке, участники конференции отметили, что благодаря инициативе Главы Республики Башкортостан Радия Хабарова был проведен первый всероссийский фестиваль, посвящённый игре и игрушке «Айда играть» в Уфе. Более 250 тысяч человек посетили площадки фестиваля, которые на четыре дня превратились в уникальную территорию детства, где различные игры и мастер-классы, разгуливали ростовые куклы и герои ретроспективных и совранных мультфильмов.
Все дни мероприятия также проходил один из этапов премии «Золотой медвежонок» - интерактивный конкурс «Выбор детей», где каждый ребенок мог выступить в роли эксперта, поиграть, протестировать и выбрать лучшую игрушку.
«Плод сотрудничества с АИДТ – это и кураторство компаний республики, и поддержка их профессиональной репутации, а также поступательное развитие российской отрасли игр и игрушек. Президент Российской Федерации Владимир Путин поручил регионам работать над сохранением и укреплением традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Совместно с АИДТ мы провели большой Всероссийский фестиваль «Айда играть». Проведение такого мероприятия и его поддержка очень важны для развития отраслей промышленности, имеющих особое социально-экономическое значение», - комментирует вице-премьер Правительства Республики Башкортостан – министр промышленности, энергетики и инноваций Александр Шельдяев.
Антонина Цицулина рассказала об опыте Нижегородской области по поддержке индустрии детских товаров в рамках разработанной в регионе стратегии развития индустрии детских товаров. Регион стал одним четырех пилотных в стране, где разрабатывается комплексная программа поддержки производителей детских товаров.
Министр промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области Максим Черкасов на производстве
Награждение конкурса "Выбор Детей" в Уфе
В рамках пресс-конференции также дали старт ключевым мероприятиям в сфере игры и игрушки: всероссийскому фестивалю «Айда играть» и Международной научно-практической конференции «Игровая культура современного детства», которые состоятся в Уфе, 12-15 сентября.
В завершении дискуссии президент АИДТ рекомендовала отечественным производителям индустрии детских товаров принять участие в конкурсе «Выбор детей» в качестве эффективного опыта, который позволит понять предпочтения ребенка в современной игровой среде.Оставляйте комментарии, высказывайте свое мнение. Следите за новостями. Подписывайтесь на email-рассылку на еженедельный «Вестник индустрии детских товаров» и получайте самое важное о бизнесе в удобном формате! Делитесь своими новостями и размещайте рекламу на наших ресурсах. Подписывайтесь на наш Телеграм-канал и страницу ВКонтакте