14:03, 30 мая 2018
Руководитель Центра исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ, доктор психологических наук, профессор Катерина Поливанова на II Международной научно-практической конференции «Игровая культура современного детства» модерировала секцию «Философские и социально-культурные контексты детской игровой культуры», которая собрала специалистов самых разных направлений. На этой сессии было показано и рассказано, чем взрослый-играющий может помочь малышу, осваивающему речь; в чем вред и польза компьютерных игр; как приключение может стать путем к обучению. Также предлагалось обсудить необычные преломления ролевой игры за пределами дошкольного возраста. Во время сессии эксперты вместе со слушателями реконструировали место игры в жизни человека на всех этапах его развития, увидели, каков экзистенциальный и прагматический смысл игры сегодня и в исторической перспективе.
Но мы решили начать разговор с Катериной Поливановой совершенно с другого конца, не с вопросов о детях, а о необычных родителях.
— В последнее время много говорят о мамах-миллениалах. Почему? Как они меняют или влияют на игровую культуру?
— Мамы-миллениалы очень серьезно относятся к своей родительской роли. Прямых данных об их отношении к игре нет, но можно предположить, что они понимают важность игры, т.к. довольно хорошо осведомлены о важности развивающих практик. Другой вопрос, что сегодня дети все чаще растут единственными, и их взаимодействие с другими детьми ограничено. Поэтому необходимо создавать места для совместной детской игры — не только в детских садах, но и в общественных местах: торговых центрах, в аэропортах, в офисах и т.д.
— В связи с переходом от родительской компетенции (когда можно научить) к родительской самоэффективности, какие, на Ваш взгляд, подходы надо применять по отношению к родителям новой формации? Что их может стимулировать больше заниматься/играть со своими детьми?
— Родителям новой формации нужны поддержка и одобрение, больше горизонтальных связей, форумов и т.д. Современных родителей надо не столько учить, сколько поддерживать и одобрять, помогать справляться с трудностями.
— Как можно вернуть ценность игре и игрушке, которые они стремительно теряют?
— Это не очевидно и не везде. Вероятно, меньше игры в детских садах (больше учения). Меньше в семьях, так как играть там не с кем. Нужно больше мест для игры, больше аниматоров, которые могут помочь игре случиться. Хотя бы на городских праздниках или в общественных местах.
— В какие игры и игрушки Вы играли в своем детстве?
— Наверное, как у всех: в куклы, особенно мне нравилось делать им комнаты/квартиры, я представляла, что они там могут делать.
— Как Вы относитесь к неестественным игрушкам: монстрам, желтым зайчикам и т.д.?
— Никак, никто не сказал, что они чем-то хуже любых других игрушек. Современный городской ребенок в глаза не видел корову, например, она для него такой же монстр. И ничего страшного.
II международная конференция «Игровая культура современного детства» проходит в Москве с 29 мая по 3 июня.
/ Интервью подготовлено эксклюзивно для RDT-info.ru пресс-службой НАИР и АИДТ