8 (499) 519-02-81
Москва, Ленинский пр., дом 9

Интеграция науки и образования: на Учпроме прошла первая пленарная дискуссия

18:55, 29 августа 2023

Интеграция науки и образования: на Учпроме прошла первая пленарная дискуссия
6780

О необходимости тесной интеграции науки и промышленности в производстве учебного оборудования для школ и детских садов шла речь на пленарной дискуссии первого дня Съезда Учпром «Промышленность для образования: вызовы настоящего – возможности будущего».

зал.pngПроизводители год назад столкнулись с серьезными экономическими вызовами: необходимо оперативно заменить импортные поставки сырья и комплектующих, оборудования и технологий, инжиниринговые решения для производств современного типа, ускорить вывод на рынок собственных разработок и инновационных решений для образовательных организаций.

Мероприятие, которое прошло 29 августа на площадке СтартХаб, пространства Красный Октябрь, позволило производителям учебного оборудования заглянуть в будущее и узнать, какие тренды на профильном рынке позволят выйти в лидеры, а также об ожиданиях педагогического сообщества.

Участники дискуссии были единодушны – для становления отрасли необходимо тесное взаимодействие науки и промышленности: представителям науки требуется понимание, какие научные исследования необходимы компаниям, чтобы произвести продукцию, отвечающую острым запросам и потребностям школ и детских садов, последним же крайне важна обратная связь от экспертов для понимания принципов доказательной педагогики в отношении образовательной продукции.

авц.png«Первый Национальный съезд учебного оборудования — это площадка, которая позволяет обсудить важные перемены, происходящие в отрасли, пути ее дальнейшего развития и те законодательные инициативы, нормативные акты, которые сейчас выпущены в отношении отрасли учпрома», — обратилась к участникам дискуссии президент АИДТ, программный директор съезда Антонина Цицулина.

Сегодня доля производителей учебного оборудования не превышает 20%, тем не менее, по некоторым категориям за два года показатели отрасли существенно выросли, отметила спикер. Сегодня российские промышленники могут делать продукты, связанные с программированием, новыми технологиями, инженерным образованием, на международном уровне.

По итогам съезда будет подготовлен отраслевой доклад, сообщила в завершении приветственной речи Антонина Цицулина. Этот материал позволит принимать стратегически важные решения на государственном уровне, опираясь на мнение производителей, и в результате нарастить объемы производства учебного оборудования в стране.   

Директор департамента легкой промышленности и лесопромышленного комплекса Минпромторга России Вера Хмырова зачитала приветствие от Директора Департамента системы цифровой маркировки товаров и легализации оборота продукции, заместителя министра Минпромторга РФ Екатерины Приезжевой.

«Производство отечественного учебного оборудования, как ключевого элемента построения инновационной образовательной среды является одним из социально значимых направлений промышленной политики государства. Президентом РФ в рамках заседания Совета по стратегическому развитию от 15 декабря 2022 года поставлена задача создания общеобразовательных организаций, обладающих инфраструктурой на базе передовых технологий. В целях оказания государственной поддержки производства учебного оборудования производителям Минпромторг РФ совместно с Минпросвещения РФ и Минобрнауки реализует программа мероприятий, направленная на производство учебного и лабораторного оборудований», - говорится в приветственном слове.

То, что образовательному процессу предоставляются новые возможности и новая продукция свидетельствует об эффективности этих мер поддержки, уверена Вера Хмырова. Она призвала предпринимателей и дальше пользоваться возможностями, которые предоставляет власть.

аиткулова.pngЖесткая конкуренция с иностранными производителями учебного оборудования, в которой существовали все предыдущие десятилетия российские производители отрасли, не только не смогли застопорить процесс развития, но и не препятствовала появлению новых инноваций для образовательного процесса. И это уже победа, считает депутат, председатель Рабочей группы по вопросам мониторинга и совершенствования законодательства, регулирующего сферу среднего профессионального образования при Комитете ГД по просвещению Эльвира Аиткулова.

«Сегодня у российских производителей есть возможность уже в новых условиях показать и воплотить в жизнь лучшие наработки», - считает депутат.

Главной проблемой она называет низкую информированность педагогического сообщества о новых разработках российских предпринимателей для образовательного процесса. И помочь здесь сможет перечень продукции всех российских производителей учебного оборудования, к которому бы имели доступ руководители образовательных организаций.

савенков.pngПредметом пристального внимание педагогов-дошкольников и младших школьников является учебное оборудование для этой возрастной категории детей, подчеркнул член-корреспондент РАО, директор института педагогики и психологии образования МГПУ Александр Савенков.

«Образование структура мобильная, но принято считать, что учебное оборудование — это последнее звено в обучении. А в реальности образование меняется, когда появляются новые возможности и средства обучения. Они меняют всю систему: форму организации занятий, характер подачи материалов», - подчеркнул ученый.

Он уверен, что на этом пути Россию в ближайшем будущем ждут глобальные перемены, также не далеко то время, когда у учителя появится виртуальный ассистент. Это значит, что производителям также придется выходить на совершенно новые уровни квалификации.

копылова.pngО необходимости наладить диалог между образовательным сообществом и производителями в своем выступлении сказала вице-президент по издательской деятельности АО «Издательство «Просвещение» Виктория Копылова: «Ну хорошо, оборудование в школу поставят. А учитель будет по нему работать? Сейчас особое внимание отдают углубленному изучению предметов естественно-научного цикла, начиная с 7 класса. Однако зачастую нужные приборы стоят в классе просто так, они даже не подключены. Одна из основных задач сейчас — интегрировать оборудование в учебный процесс. Преподавателям и производителям нужно научиться слушать друг друга, работать совместно. Достойное будущее нашей школы мы сможем создать только в связке».


аверин.png

Свое видение текущей ситуации на рынке учебного оборудования представил президент компании «Элти-Кудиц» Сергей Аверин. Спикер перечислил вызовы и риски, с которыми сталкивается сегодня отрасль. Среди них экономическая нестабильность, уход из России ряда компаний-поставщиков и партнеров, усложнение и удорожание логистики, изменение правил функционирования рынков и ряд других факторов.

С другой стороны, текущая ситуация создает немало возможностей для производителей, подчеркнул спикер.  Сюда можно отнести развитие реального импортозамещения, расширение адресной помощи государства бизнесу, спрос на новые образовательные продукты, обладающие современной формой и востребованным содержанием, развитие новых форм сотрудничества бизнеса и образования, разворот от западной системы образования к отечественным традициям.

Как бизнесу учесть существующие риски и воспользоваться «бонусами» ситуации? По мнению эксперта, для этого нужно предлагать образовательные решения, которые помимо наборов игровой и дидактической продукции имеют методическое сопровождение, а также работать в связке со специалистами системы образования. Именно они должны помочь с учебным, методическим и научным сопровождением. Также Сергей Аверин сделал акцент на необходимость активного развития СТЕМ-образования, которое позволяет реализовать ряд возможностей для бизнеса и сделать вклад в будущие достижения России.

Оставляйте комментарии, высказывайте свое мнение. Следите за новостями. Подписывайтесь на email-рассылку на еженедельный «Вестник индустрии детских товаров» и получайте самое важное о бизнесе в удобном формате! Делитесь своими новостями и размещайте рекламу на наших ресурсах. Подписывайтесь на наш  Телеграм-канал