12:54, 27 сентября 2023
26 сентября Рабочая группа ФТС провела Выездное заседание, посвященное злободневной проблеме – провозу через таможенную границу контрафактной продукции для последующей продажи на территории РФ. В фокусе внимания экспертов – товары, предназначенные для детей.
Как часто подделывают продукцию, предназначенную для использования детьми? В течение 2023 года органами таможенного контроля было выявлено 540 тысяч единиц контрафактной продукции - почти 18% от общего объема. Всего, согласно озвученным данным, было выявлено 3,05 млн единиц контрафакта; предотвращенный ущерб оценивается в 2,6 млрд рублей.
В сегменте детской продукции чаще всего подделывают игрушки и игры, текстильные изделия, включая одежду, и обувь. С 2021 по третий квартал 2023 года объем контрафакта растет и в онлайн, и в оффлайн продажах, но именно в онлайне годовой прирост оценивается более чем в 2 раза. «Можно сказать, что интернет-продажи – основной канал распространения контрафакта», - констатировал Александр Владимирович Шихранов, начальник отдела обеспечения контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности Управления торговых ограничений, валютного и экспортного контроля.
Также он рассказал о том, что международные почтовые отправления с контрафактной продукцией сложно контролировать и пресекать, потому что практически невозможно отличить их от вещей личного пользования. Такие посылки можно только отправить обратно, и зафиксированы случаи, когда одно и то же отправление уходило и возвращалось несколько раз.
Для выявления контрафакта используется РОИС – таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности. «Наиболее перспективный и наиболее эффективный инструмент защиты прав правообладателей – таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, который предоставляет таможенным органам дополнительные права, чтобы обеспечить защиту прав правообладателей», - сказал Виталий Ханов, Начальник отдела риск-категорирования службы управления рисками Главного управления «Центр мониторинга и оперативного контроля ФТС России». Сейчас в нем зарегистрировано 6320 объектов, из которых 1643 – действующие, правообладатели активно защищают свои права.
Попасть в РОИС просто: достаточно подать электронное или бумажное заявление. Александр Шихранов поясняет, что электронный вариант более предпочтителен, такое заявление рассмотрят быстрее. Также он уточнил, что в среди целевых показателей ФТС есть снижение процента отказов по внесению заявителей в РОИС, ведомство организовало горячую линию и чат-бот на сайте для того, чтобы каждый правообладатель вовремя получил достоверную информацию.
«Единственная проблема - снабжение таможенных органов признаками подделки? Раньше был перечень уполномоченных экспортеров. Даже если вас никто не подделывает, нужно описывать оригинальную продукцию - как выглядит, какие средства идентификации. Важно постоянно актуализировать эти данные».
Выездные заседания с участием представителей профессиональных сообществ и госорганов проводятся затем, чтобы сформировать пакет предложений для преодоления сложившейся ситуации.
Со стороны ФТС было предложено проверять на предмет нарушений декларантов ввозимых товаров и проводить выездные проверки совместно с представителем правообладателя. При этом крайне важно соблюсти объективный подход к информации, предоставляемой правообладателем: должны присутствовать сведения о лицах, которые ввезли товар на территорию России, и документы, подтверждающие, что товар был ввезен с нарушениями российского законодательства.
Антонина Цицулина, президент АИДТ, озвучила предложения со стороны профессионального сообщества: «Почему владельцы электронных площадок не несут ответственность за размещение контрафакта?». По крайней мере, площадки могут проверять сертификаты на этапе модерации товарных карточек. Она вспомнила о ситуации, которая сложилась с Чебурашкой - игрушка, у которой есть производитель и правообладатель; при этом контрафактные чебурашки постоянно появлялись на прилавках. Представители ФТС пояснили, что в этой ситуации как раз помог бы РОИС, но производитель по какой-то причине не внес туда сведения о себе.
Оставляйте комментарии, высказывайте свое мнение. Следите за новостями. Подписывайтесь на email-рассылку на еженедельный «Вестник индустрии детских товаров» и получайте самое важное о бизнесе в удобном формате! Делитесь своими новостями и размещайте рекламу на наших ресурсах. Подписывайтесь на наш Телеграм-канал