8 (499) 519-02-81
Москва, Ленинский пр., дом 9

Подготовка к сертификации: от проекта до выхода на рынок

16:04, 31 января 2020

Технические регламенты переживают время перемен. Для многих участников рынка сертификация продукции является сколь значимой, столь и многотрудной процедурой. Как пройти этот процесс с наименьшими временными затратами и максимальными результатами? Об этом на вебинаре «Школы бизнеса ИДТ», организованном Ассоциацией предприятий индустрии детских товаров, рассказала Нина Мощенская, руководитель органа по сертификации продукции и услуг «Ростест-Москва».

___________________ Паспорт вебинара

Тема и дата проведения: подготовка к сертификации: как читать технический регламент и стандарты, 30 января 2020 года.
Спикер: Нина Мощенская, руководитель органа по сертификации продукции и услуг «Ростест-Москва».
Количество участников: около 70 человек.
Целевая группа: производители: (игрушек, производители детской одежды и аксессуаров, товаров для беременных и новорожденных, автокресел и колясок, мебели для детских, хобби и творчество книги, гигиена), поставщики, ретейлеры.
География: Москва, Санкт-Петербург, Ленобласть, Пермский край (г. Краснокамск), Удмуртская Республика (г. Можга).

___________________

«Когда мы говорим о безопасности продукта на рынке, мы должны понимать, что существует некая цепочка поставок продукции, и каждый представитель в этой цепочке разделяет ответственность за качество и безопасность товара. В зависимости от того, какую роль исполняет каждый участник этой цепи поставок, меняется и зона ответственности, и полномочия», — начала общение с коллегами спикер.

Основные нормативно-правовые акты и технические регламенты ЕАЭС являются документами наднационального уровня, а значит, производители должны ориентироваться на это правовое поле, чтобы соблюсти все требования законодательства и быть уверенными, что с продукцией на рынке проблем не будет.

Сегодня практически вся продукция детского ассортимента в России гармонизирована на уровне ЕАЭС.

Презумпция соответствия

Производители, выпускающие на рынок детские товары, должны ориентироваться на основные документы, устанавливающие требования к продукции. Так, существует два типа технических регламентов (ТР):

  • Предписывающие: содержат конкретные требования в виде нормативных и численных значений.

Они дают возможность провести испытания на соответствие требованиям. Для этого используются стандарты, которые утверждены вместе с ТР.

«Есть стандарты, которые устанавливают требования к продукции. В результате их применения на добровольной основе обеспечивается соблюдение этих требований. Это и есть та самая презумпция соответствия. Я рекомендую применять эти стандарты, чтобы при обращении продукции на рынке не возникали проблемы. В противном случае производитель должен доказать, что продукция безопасна, а это будет категорически сложно сделать без стандартов», — пояснила Нина Мощенская.

  • Основополагающие: содержат описание безопасности продукции по определенным видам рисков

Стандарты содержат правила и методы исследования в целях проведения испытаний, чтобы полученные результаты можно было сопоставлять.

«Не все стандарты содержат жесткие требования к безопасности. В частности, требования к конструкции гармонизированы с европейскими и международными нормами. Такие стандарты отражают европейский подход к установлению требований безопасности и не дают жестких ограничений, позволяют самостоятельно оценить риски в отношении игрушки и принять решение, как ее конструкционно использовать. Главное — учесть, чтобы игрушка никоим образом не могла нанести вред ребенку при эксплуатации», — отметила спикер.

Основные нормативно-правовые акты и технические регламенты ЕАЭС, являются документами наднационального уровня, а значит, производители должны ориентироваться на это правовое поле, чтобы соблюсти все требования законодательства и быть уверенными, что с продукцией на рынке проблем не будет. Сегодня практически вся продукция детского ассортимента в России гармонизирована на уровне ЕАЭС.

Требования к продукции: с чего начать

Для начала производителю необходимо понять, какие требования безопасности являются обязательными для той или иной продукции и идентифицировать риски. После того, как принято решение о выпуске изделия на рынок, в работу включаются маркетологи и технические специалисты. Им предстоит:

  • Разработать технический проект. Для мебели и игрушек – это проектно-конструкторская документация, для косметики и пищевой продукции – рецептура, технологическая инструкция.
  • Анализ риска. Учесть все риски, которые могут появится при эксплуатации продукции и максимально снизить их до приемлемого уровня.
  • Оценить проект. Для этого изготовитель должен произвести типовой (опытный) образец и провести его испытания. Для более сложной продукции нужно проверить расчеты и чертежи. На основании этих исследований можно будет принять решение, что продукция безопасна.

Когда пройден первый подготовительный этап, продукция запускается в производство. Здесь важно разработать техрегламент, наладить систему менеджмента обеспечения качества. Вся процедура — от проекта до выпуска на рынок — может занять от 6 до 12 месяцев.

Независимая оценка: участие третьей стороны

Орган по сертификации может указать на несоответствия и упущения в разработке продукции. Он пройдет тот же путь оценки, что и производитель на начальном этапе, но сделает это независимо, объективно и компетентно. Эта процедура занимает 4 — 10 недель.

«Сертификация в отличие от лицензирования предполагает, что орган, ее выполняющий, дает нам обратную своевременную связь. Его задача — указать на ошибки и дать возможность их исправить, разъяснить несоответствие, но ни в коем случае не предлагать решение проблемы, то есть провести независимую и объективную оценку», — прокомментировала Нина Мощенская.

Органы по сертификации и испытательные лаборатории должны быть аккредитованы. Их оценивают органы по аккредитации на компетентность и независимость. После этого лаборатории получают право работать в соответствии со своей областью аккредитации.

Как осуществить отбор образцов; как правильно классифицировать продукцию; что брать за основу, если ТР расходятся с САНПИНом — на эти и другие вопросы участники вебинара получили ответы от эксперта Ростеста.

Следующий вебинар «Школы бизнеса ИДТ» состоится, как и планировалось, в последний четверг месяца, 27 февраля с. г.

Ангелина Евстафеева



Следите за новостями. Подписывайтесь на  email-рассылку на еженедельный "Вестник индустрии детских товаров" и получайте самое важное о бизнесе в удобном формате! Делитесь своими новостями, высказывайте свое мнение и размещайте рекламу на наших ресурсах.