8 (499) 519-02-81
Москва, Ленинский пр., дом 9

Юлия Гольденштейн: Национальный съезд «Учпрома» поможет наметить стратегию развития отрасли

15:34, 4 августа 2023

Юлия Гольденштейн: Национальный съезд «Учпрома» поможет наметить стратегию развития отрасли
6220

В настоящее время в системе среднего профессионального образования (СПО) идет перезагрузка: колледжи модернизируются и теснее интегрируются с экономикой. Государство вкладывает средства в обновление их материально-технической базы, чтобы повысить качество обучения в целом. Как производителю стать частью образовательной программы обновленных СПО, обсудят участники Национального съезда производителей учебного оборудования в его третий день, 31 августа.

Модератором сессий заключительного дня съезда станет участница программного комитета Национального съезда производителей учебного оборудования, генеральный директор ООО «Дидактические системы» Юлия Гольденштейн.

В интервью АИДТ эксперт рассказала о том, какие изменения происходят в системе СПО, как идет импортозамещение в этой отрасли и что производители учебного оборудования ждут от предстоящего съезда.

- Юлия Сергеевна, система СПО сейчас динамично меняется. Какие меры могут дать системный эффект в части производства учебного оборудования?

- Системный эффект может дать только одно: нужно разработать программу модернизации материально-технической базы учреждений СПО для общепрофессиональных дисциплин.

Поясню: в колледжах образовательная программа состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей по конкретной специальности. Например, при подготовке сварщиков в общепрофессиональный модуль входят такие дисциплины как основы материаловедения, основы электротехники и инженерной графики. А в профессиональном модуле ребята непосредственно изучают, например, виды сварки: ручная или частично механизированная, наплавка или резка.

Так случилось, что, начиная с 2005 года, на закупку учебного оборудования для блока общепрофессиональных дисциплин деньги со стороны государства практически не выделялись и оборудование не поставлялось. Существующая материально-техническая база в учреждениях СПО еще Советского периода и сильно устарела. При реализации Федерального проекта «Молодые профессионалы» акцент был сделан на закупку промышленного оборудования для создания центров подготовки к соревнованиям по профессиональному мастерству. Но это единичные ученики, «звездочки», а не основной поток студентов.

С учетом того демографического подъема, который некоторое время назад произошел у нас в стране, в ближайшие два года система среднего профессионального образования ожидает огромный поток учащихся. Для их подготовки существующей материально-технической базы будет недостаточно.

Новая программа должна быть направлена на комплексную модернизацию материально-технической базы учреждений СПО, строительство новых колледжей. Как следствие она должна простимулировать производителей учебного оборудования на разработку и производство новых образовательных решений для системы СПО.

- Ваш основной заказчик — государство. Насколько легко участвовать в госзакупках? Например, производители часто жалуются, что при проведении аукциона заказчику больше важна цена, а не образовательные решения учебного оборудования.

- Что касается поставок высокотехнологичного оборудования, то такая проблема, безусловно, есть. Конкуренция по цене может быть только там, где размещен однотипный продукт — например, когда покупатель выбирает молоко определенной жирности. А мы продаем учебно-методические комплексы, в составе которых высокотехнологичные станки, инструмент, методические разработки. Это штучный продукт. Все учебное оборудование имеет уникальные технические характеристики. Но заказчики часто не уделяют им внимания, сосредотачиваясь на стоимости. Использование приоритета при госзакупках для инновационной продукции — одна из тем, которые будут обсуждаться на предстоящем съезде.

- С уходом зарубежных брендов доля рынка освободилась. На Ваш взгляд, смогли ли российские производители этим воспользоваться в полной мере?

- На самом деле, сейчас конкуренты ищут пути обхода своих же санкций. Этим периодом неопределенности одни предприятия воспользовались, а другие нет. Многие крупные предприятия, менее «поворотливые», не смогли быстро сориентироваться в ситуации. Быстрее отреагировали маленькие компании, которым фактически пришлось «выживать». Они оперативно принимали решения и благодаря этому остались на плаву.   

- Сейчас уже можно подводить первые итоги работы российских предприятий под санкциями. Как проходит импортозамещение на рынке учебного оборудования?

- У нашей компании не импортозависимое производство. Напротив, у нас очень высокая степень локализации. Так что, мы практически не испытали трудностей за прошедший год. А те меры государственной поддержки, которые разрабатываются, в том числе, программы по импортозамещению, по поддержке отечественных производителей, нам действительно оказались полезны. По ряду продукции по промежуточным итогам мы наблюдаем рост объема продаж.

- Какие меры господдержки вы считаете самыми эффективными?

- Я бы сказала, что самые эффективные в нашей сфере связаны со стимулированием спроса. Рынок учебного оборудования — это на 99% участие в госзакупках. Если заказчик вкладывает деньги в закупку оборудования, значит, производство стабильно.     

- На ваш взгляд, какие у производителей учебного оборудования ожидания от предстоящего съезда?

- Производители учпрома давно ждали столь заинтересованного – с прогнозными цифрами на руках – разговора. Обсудим возможные изменения в системе госзакупок и те меры, которые помогут убрать барьеры на пути качественной продукции к российским детям и подросткам.

Надеюсь, что во время съезда нам удастся сформулировать план действий, направленных на преодоление существующих в отрасли барьеров и наметить стратегию развития не только отрасли учебного оборудования, но и всей системы образования в целом.

Программа Национального съезда производителей учебного оборудования

Оставляйте комментарии, высказывайте свое мнение. Следите за новостями. Подписывайтесь на email-рассылку на еженедельный «Вестник индустрии детских товаров» и получайте самое важное о бизнесе в удобном формате! Делитесь своими новостями и размещайте рекламу на наших ресурсах. Подписывайтесь на наш  Телеграм-канал