8 (499) 519-02-81
Москва, Ленинский пр., дом 9

3D-пазлы, оригами и шнурки: какие конструкторы выбирают современные дети

17:07, 27 января 2023

3D-пазлы, оригами и шнурки: какие конструкторы выбирают современные дети
10350

Конструктор уже давно стал обязательным «атрибутом» любой детской комнаты. И, конечно, большинство семей одним набором не ограничиваются: коробки с яркими деталями занимают значительную часть игрового пространства современного ребенка. По объему российского рынка игрушек категория конструкторов уверенно лидирует — доля продаж здесь составляет целых 17% в год. И поскольку завтра отмечается международный день конструктора, мы в АИДТ решили выяснить, какую продукцию предлагают производители этих игровых наборов в нашей стране.

Уже давно доказано, что конструкторы развивают моторику рук, мышление, память и фантазию. Поэтому они востребованы не только среди детей — их высоко ценят педагоги дошкольного образования. Согласно опросу, который в декабре проводило сетевое издание «Учительская газета» по инициативе АИДТ, 30% воспитателей считают, что дошкольникам нужно больше конструкторов и строительных наборов.

На этой неделе «Учительская газета» провела новый опрос, целью которого было выяснить, какие именно конструкторы необходимы детским садам по мнению педагогов. В голосовании приняли участие более 4 тысяч респондентов. Почти половина из них (45%) считают, что дошкольным учреждениям нужны конструкторы из металла, 29% — из дерева, 23% — из пластика и 3% — из ткани.

Впрочем, это далеко не единственные материалы, из которых можно сделать конструктор. Сейчас на полках магазинов можно встретить наборы из бумаги, глины, трубок, шнурков, веревок и даже кукурузы. Рядом с привычными деталями — блоками и металлическими пластинками — появились спирали, круги, треугольники, крестики, звездочки и цветочки. Для того, чтобы разобраться в этом многообразии, понадобится помощь экспертов.

Виды конструкторов

«Общепринятой классификации конструкторов не существует, — рассказывает инженер-конструктор, преподаватель по игровому конструированию Евгений Никитин. — Условно типы конструкторов можно разделить по видам их основных элементов, а также способу соединения».

Сергей Никитин.jpg

Специалист рассказал, что, согласно такой классификации, элементы конструктора могут быть:

- пространственными. Это, например, кубики или цилиндры;

- плоскими. Основные элементы такого конструктора — панели или пластины;

- линейными. У этих конструкторов основные элементы — стержни или балки, и они существенно длиннее других элементов.

В свою очередь три вида конструкторов также можно разделить на категории.

Конструкторы с пространственными элементами:

1.     Конструктор типа ЛЕГО — самый популярный. Его основной элемент — кубик или кирпичик на верхней грани, которого расположены шипы цилиндрической формы. Такие конструкторы изготавливают многие российские компании. Один из крупнейших производителей товаров для детей, у которого в ассортименте есть классический конструктор, — ООО «Нордпласт».

 «Конструкторы «Нордпласт» производятся из высококачественного российского сырья, — говорит генеральный директор компании Константин Белоусов. — Мы используем краски, которые при длительном сроке эксплуатации, то есть, более 10 лет, не тускнеют и не выгорают. Наши игрушки сделаны из пищевого пластика и абсолютно безопасны для детей. Прежде, чем запустить конструктор в производство, мы проводим фокус-группы, общаемся с педагогами и психологами. Также мы ежегодно участвуем в премии «Золотой медвежонок», где проходим психолого-педагогическую экспертизу. Ну и конечно, самые важные для нас эксперты — дети. Сотрудники компании «Нордпласт» одни из первых получают новые изделия, и мы всегда прислушаемся к их мнению».

 нордпласт.jpg

2.     Блочный конструктор. Во многих случаях основной элемент здесь тоже кубик, однако способ соединения у него не такой, как у классического.

Например, конструктор «Фанкластик» Храпуновского инструментального завода (ХИЗ). Это российская разработка, запатентованная как в России, так и в других странах. Наличие трех типов соединений: плоскость-плоскость, торец-торец и плоскость-торец позволяют развивать пространственное мышление с 3-х лет. Благодаря прочным соединениям деталей модели можно переносить и использовать в игре, не боясь сломать. Из деталей конструктора можно построить крупногабаритную модель. 

ХИЗ.jpg 

Российская компания «Росигрушка» производит блочные конструкторы специально для детских садов.

«Более двадцати лет назад фабрика Росигрушка выпустила на рынок уникальный для своего времени продукт – крупногабаритный конструктор Мультистрой. Это была настоящая революция, ведь в стране аналогов такому не было, — отмечает директор компании Александр Истенко. — Большие легкие детали разных цветов, которые позволяют создавать впечатляющие постройки – дерево, автомобиль и даже дом в рост ребенка. За счет удобных соединений дошкольники могут с легкостью создавать не просто фигурки из конструктора, а настоящие элементы игровой среды. И по сей день Мультистрой пользуется спросом и является одним из базовых элементов в проектах комплексного оснащения детских садов. В саду конструктор становится инструментом трансформации игровой среды, причем трансформация проходит в игровой форме, ее создают сами воспитанники».

 роигрушка.jpg 

3.     Строительный. Основные элементы такого конструктора — кубики, цилиндры, пирамиды. Они ставятся один на другой и удерживаются только трением.

 Среди таких конструкторов тоже есть необычные модели, которые активно используют детские сады. Пример тому — деревянные блоки для моделирования «Бабашки» одноименной компании. Всю продукцию предприятия разрабатывают эксперты в области педагогики и психологии на основе исследований о развитии дошкольников и младших школьников.

 «Центр конструирования «Бабашки» для детей от 3-х до 9-ти лет — это целостное решение по оснащению групп детского сада и образовательных пространств начальных школ полифункциональной развивающей средой, — поясняет генеральный директор компании Сергей Плахотников. — Бабашки позволяют детям строить в разных масштабах — от персонажа величиной в 3 см до создания объектов в полный рост ребенка, которые позволяют осуществлять как режиссерские, так и сюжетно-ролевые игры. Одним из важнейших преимуществ материала является его полифункциональность. Дети не только играют в этой среде, но и создают объекты, которые обычно для них целенаправленно покупают, а именно: кукольные дома, многоэтажные гаражи и парковки, основу для кукольного настольного театра, мультипликационные студии и многое другое. Это свойство материала позволяет учреждению не только экономить средства, но и пространство группы».

Бабашки.jpg

Некоторые производители помимо обычных деревянных наборов конструктора для детских садов разрабатывают продукцию для детей с особенностями развития. Среди таких компаний — ООО «Краснокамская фабрика деревянной игрушки» (КФДИ).

 «В системе коррекционного образования формирование представлений о сенсорных эталонах у детей с особенными образовательными потребностями очень актуально, — подчеркивает старший воспитатель СП Детский сад №12 города Краснокамск Марина Попова. — Развитие сенсорики начинается с того, что ребенок изучает особенности разных предметов. В нашей практике работы с детьми со зрительной депривацией мы используем конструкторы, пособия, дидактические игры изготовленные КФДИ. Они многофункциональны, просты в использовании, вариативны и безопасны. В каждом пособии есть методические рекомендации для формирования определенных навыков и развития способностей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей».

 краснокамская фабрика.jpg

4.     Модульный. Модулями могут быть кубики, керамические кирпичи, толстые пластины, моторы или редукторы. Для их соединения используют специальные крепежи — штифты, защелки, муфты.

 Некоторые виды конструкторов с плоскими элементами:

 1.     Оригами. В отличие от классического искусства складывания фигурок из бумаги, которые предполагают однократное использование, здесь мы имеем настоящий конструктор с универсальным многократным применением каждой детали. Конструктор «оригами» — это набор лент из специальной бумаги или тонких листов пластика. Детали здесь имеют специальные линии сгиба в виде микро-пазов. Пример такого набора — «Квадрат Воскобовича».   

 воскобович.jpg

2.     3D-пазлы. Это системы с пальцевым зацеплением. В таком конструкторе возможны разные способы соединения элементов.

3.     Мозаика содержит плоские элементы, которые можно укладывать разными способами. Этим мозаика отличается от пазлов, где можно собрать только одну картину. Элементы мозаики могут быть разной формы, например, в виде элементов «Пентамино» или фишек игры «Го».

4.     Конструктор типа «МЕККАНО». В нем используются специальные крепежные детали (винты и гайки) для соединения плоских элементов через выполненные в них отверстия. Такими элементами могут быть пластины и панели разной формы.

 Самый известный конструктор такого типа — металлический, с ним знакомо не одно поколение россиян. Сейчас традицию продолжают несколько отечественных производителей, в их числе — компания «Русский стиль».

 Русский стиль.jpg

Виды конструкторов с линейными элементами:

1.     Каркасно-стержневой. Основной элемент здесь — стержень, балка, или трубка. Как вариант, это гибкий стержень на основе проволоки. Соединительные элементы представляют собой специальные кресты, кубики, многогранники, шары и т.д. Они могут использоваться как на конце стержня, так и в середине. В конструкторах такого типа детали не могут использоваться самостоятельно, отдельно друг от друга. Каркас собирают только с использованием элементов всех типов.

 2.     Трубчатый. Его основные элементы — трубки, которые могут вставляться друг в друга.

Кроме этих основных видов конструкторов есть еще и другие — шарнирный, магнитный, на присосках, со шнурами и веревками.Один из самых популярных шарнирных конструкторов — «ДУКО» компании «БИПЛАНТ».

биплант.jpg

Каждому возрасту — свой конструктор

Конструкторы — самые популярные «развивашки» нашего времени. Как уже отмечалось, над их разработкой трудятся не только инженеры, но и детские психологи. Наборы для детей разного возраста отличаются друг от друга количеством деталей, их размером и материалом, из которого они сделаны.

Первый набор малышу можно вручить уже в 6 месяцев. Правда, только для ознакомления — соединять детали он научится позже. В этом возрасте ребенку нравится держать в ручках яркие и приятные на ощупь кубики, он пытается их рассматривать и пробовать «на зуб». Главное требование к конструктору в это время — чтобы он был сделан из безопасных материалов, а детали были крупными.

Отличный пример конструктора для самых маленьких — конструктор «Extra» от «Десятого королевства». Он представляет собой мягкие кирпичики с ионами серебра. Все элементы игрушки выполнены из безопасного материала нового поколения со специальной антимикробной добавкой. Благодаря ионам серебра материал конструктора обладает антибактериальным эффектом и прослужит более 5 лет. Даже если захочется попробовать кирпичик на вкус — ничего страшного.

королевство.jpg

«В 8-9 месяцев подходящим конструктором для малыша будут строительные наборы в виде деревянных или пластмассовых кубиков, — рассказывает Евгений Никитин. — Деревянные кубики способствуют развитию предметно-манипулятивной деятельности малыша. В отличие от легких пустотелых пластмассовых или сшитых из ткани блоков, они дают наиболее верные ощущения о весе и положению центра тяжести каждой детали при строительстве».

Одновременно с занятиями-игрой ребенок знакомится с особенностями разных природных материалов и начинает осмысленно собирать скульптурные формы «человечков», животных и цветов-деревьев. Поэтому в возрасте от 8-9 месяцев и старше можно предложить ребенку собирать простые картины из крупной мозаики с элементами в виде равномерно окрашенных квадратиков, треугольников, трапеций, уголков-арок с дугообразными вырезами и дисков соответствующего им диаметра.

Удачный пример конструктора для малышей, который подойдет детям, начиная с года, — «Колобок» компании «Стеллар». Его крупные округлые детали помогают формировать правильный захват предметов. Они легко крепятся блочным способом. Сначала малыш будет пробовать соединить только две детали конструктора, а позднее сможет собрать башенки. Также с помощью конструктора можно изучать цвета и размер, сравнивая башенки разной высоты.

стеллар.jpg

«Наибольшую ценность для занятий с детьми от 1,5 до 3 лет представляют простые строительные детали – кубики, пластины, тележки с колесами, готовые модули с окнами-дверьми и минифигурки человечков и животных, — отмечает Никитин. — В этом возрасте дети стараются все удерживать, как мячик, — двумя руками. Если это деталь конструктора, то она должна быть нескользкой, легкой, лучше всего пустой внутри. А размеры ее должны быть «в захвате и удержании» примерно 35 мм».

В 4 года ребенок уже только одной рукой строит модели из более тяжелых и разнообразных по форме деревянных кубиков. Их размеры «в захвате и удержании» уже меньше — 25 мм. Именно сейчас дети начинают играть с готовыми моделями из деталей.

«В этом возрасте дети быстро осваивают принципы блочного строительства на базе мелкой моторики, и у них формируется симантическо-знаковая система, — поясняет эксперт. — То есть, дети узнают и закрепляют названия всех предметов и действий, создается весь словарный запас, формируется логика мышления уже во взрослой активной форме и понятия профессий и социального статуса людей. Поэтому детали становятся меньше и сложнее по типам и способам применения».

Что касается магнитного типа конструктора, то рационально начинать знакомить ребенка уже после «строительных наборов» в 4,5-5 лет, считает Евгений Никитин. Предпочтение при выборе магнитного конструктора лучше отдавать «магнитным кубикам» и видам типа «шарик с магнитным стержнем» — они поспособствуют формированию навыков пространственного мышления и умению «читать чертежи».

Отличный пример магнитного конструктора — новосибирский SEBICO компании ГК DIGIS, сделанный из экологически чистой древесины кедра.

«Компания SEBICO разрабатывает и производит детские конструкторы, не имеющие аналогов в России и за рубежом, — утверждает генеральный директор компании Борис Эшкинд. — Дети могут самостоятельно моделировать и собирать сотни вариантов разнообразных игрушек из небольшого количества деталей. Конструктор SEBICO прошел апробацию в нескольких дошкольных образовательных учреждениях и получил большое количество положительных отзывов от воспитателей. В частности, большинство педагогов отметило, что конструктор легок в обращении, детям легко понять схемы сборки. Продукция SEBICO разрабатывается в тесном сотрудничестве с педагогами и психологами».

себико.jpg

С каркасно-стержневыми конструкторами ребенку интересно заниматься в 5-7 лет. Они позволяют экспериментировать с системами координат, отлично развивают фантазию и инженерно-художественное мышление.

«В возрасте 6 лет мелкая моторика и концентрация внимания у ребенка, наконец, побеждают принцип «как-то прикрепил, а оно держится», — рассказывает Евгений Никитин. — «На сцену» уверено выходят мелкие размеры деталей. В процессе сборки модели не по инструкции ребенок учится вырабатывать собственный план конструирования по отдельным частям-модулям. В десятки раз возрастают требования к цвету, разнообразию, универсальности деталей конструктора».

После 8-10 лет у детей уже практически взрослые требования к материалу деталей и к их размерам. В этом возрасте юные инженеры способны собирать модели из совсем мелких деталек, размером в пределах 2-4 мм. Правда, к такому масштабу восприятие должно быть готово, ведь даже не каждый взрослый «отважится» собирать такие модели.

Как мы видим, мир современных конструкторов очень разнообразен, а отечественные производители стремятся не только «шагать в ногу» с мировыми брендами, но и создавать собственные уникальные разработки для российских детей.  

Оставляйте комментарии, высказывайте свое мнение. Следите за новостями. Подписывайтесь на email-рассылку на еженедельный «Вестник индустрии детских товаров» и получайте самое важное о бизнесе в удобном формате! Делитесь своими новостями и размещайте рекламу на наших ресурсах. Подписывайтесь на наш  Телеграм-канал