15:43, 10 ноября 2021
Борьба с контрафактом вышла на высокий государственный уровень. Ее важность объективно оценивает Правительство РФ, утвердив план мероприятий по реализации Стратегии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации на период до 2025 года, о котором мы уже писали. Тема контрафакта не обошла стороной индустрию детских товаров. Свою оценку стратегии борьбы с контрафактом в промышленности мы попросили дать юристов Semenov & Pevzner, специализирующихся на данной тематике.
Доля контрафакта в сфере детских игрушек согласно данным из открытых источников достигает 35%. Контрафакт – серьезная проблема не только с точки зрения экономики, но и с точки зрения благополучия наших граждан, поскольку контрафактный товар может причинить вред жизни и здоровью.
Насколько с юридической точки зрения будут эффективны предпринимаемые правительством меры для борьбы с контрафактом и какие изменения ждут в этой связи компании, деятельность которых напрямую зависит от вводимых мер?
Рассказывает управляющий партнер Semenov & Pevzner Роман Львович Лукьянов:
- Документ хорошо проработан, предлагает меры противодействия обороту контрафактной продукции на разных уровнях: законодательном, техническом, просветительском, контрольно-надзорном. В частности, 9 пунктов из 52 посвящены различным аспектам обязательной маркировки товаров.
Интерес представляет пункт 5 плана, согласно которому к 3 кварталу 2022 года должен быть подготовлен доклад в Государственную комиссию по противодействию незаконному обороту промышленной продукции о проработке механизма по привлечению лиц, осуществляющих деятельность по аренде и управлению собственным или арендованным недвижимым имуществом в целях организации на указанных объектах арендаторами (пользователями) торговой деятельности (торговли) товарами легкой промышленности, к ответственности за осуществление на указанных объектах недвижимости торговой деятельности с нарушением установленных законодательством Российской Федерации требований обеспечения законного оборота товаров, защиты прав потребителей и предупреждения действий, вводящих их в заблуждение относительно легальности, качества и безопасности реализуемых товаров легкой промышленности.
Пункт также допускает проработку проектов федеральных законов, направленных на реализацию данной меры.
Фактически в этом пункте идет речь о введении в российское законодательство специальных оснований для ответственности администраций оптово-вещевых рынков, торговых центров и аналогичных по характеру деятельности субъектов. Судя по содержанию пункта, это может быть некий аналог условий ответственности информационных посредников в онлайн среде (статья 1253.1 ГК РФ), хотя открытым остается вопрос – какие меры ответственности в конечном итоге будут предложены (гражданско-правовые и/или административные). В любом случае, система «расширенной ответственности торговли» представляется очень верным шагом в комплексе мер по борьбе с контрафактом.
Сегодня основным источником контрафактной продукции, точкой, куда контрафакт централизовано попадает и расходиться по российской рознице (онлайн и оффлайн), являются оптово-вещевые рынки. Существующие же меры борьбы с контрафактом не позволяют эффективно бороться с описанной угрозой.
Поскольку достаточно большое количество контрафактных детских товаров попадает в Россию из Китая через страны ЕАЭС, представляются перспективными меры по подготовке предложений по единообразным подходам к учету товаров, перемещаемых во внешней торговле между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой, а также анализу и разработке механизмов купирования теневых коридоров перемещения через территорию стран Евразийского экономического союза части товаров легкой промышленности происхождением из третьих стран с поступлением на реализацию на внутренний рынок Российской Федерации.
Эффективность реализации плана сложно оценить сейчас. Все будет зависеть от фактической реализации предусмотренных в нем мер, формы этой реализации. Содержательно же вектор, выбранный Правительством РФ, кажется очень перспективным. Следует также отметить, что некоторые меры, предусмотренные планом, носят промежуточный характер и после их реализации план, очевидно, должен быть дополнен и обновлен.
Так, например, пунктом 29 плана предусмотрена подготовка предложений по разработке комплекса мер по снижению доли контрафактной и фальсифицированной продукции в индустрии детских товаров. Очевидно, после представления таких предложений, из них должны быть отобраны наиболее эффективные и сбалансированные и для их реализации потребуются более точечные действия. В этом вопросе представляется целесообразным получить обратную связь от бизнеса, который за последние несколько лет выработал целый ряд эффективных стратегий по борьбе с контрафактом в сфере детских товаров, которые могут быть с одной стороны масштабированы, а с другой – законодательно усовершенствованы.
Из того, чему, как мне кажется, в плане уделено недостаточно внимания – это проблема контрафакта в онлайн-среде. С развитием онлайн-торговли этот аспект проблемы контрафакта приобрел ещё большую остроту и для него также требуются обновленные подходы. Некоторые идеи уже предлагались в том числе АИДТ и другими отраслевыми ассоциациями, но пока в план они не попали. Возможно, это следующий этап.
Тему контрафакта детских товаров, а также набор мер необходимых для борьбы с этой проблемой обсудят на XII Конгрессе ИДТ. Практическая сессия «Маркетплейсы, правообладатели и продавцы: кто ответит за контрафакт детских товаров?» состоится 17 декабря в гибридном формате.
Зарегистрироваться для участия в Конгрессе ИДТ можно по ссылке >>>>
Оставляйте комментарии, высказывайте свое мнение. Следите за новостями. Подписывайтесь на email-рассылку на еженедельный «Вестник индустрии детских товаров» и получайте самое важное о бизнесе в удобном формате! Делитесь своими новостями и размещайте рекламу на наших ресурсах.