8 (499) 519-02-81
Москва, Ленинский пр., дом 9

Борис Кузнецов: «Детской библиотеке требуется эксперимент»

18:26, 3 марта 2021

Борис Кузнецов: «Детской библиотеке требуется эксперимент»
12330

В начале весны, 3 марта во всем мире традиционно отмечается «День писателя». В этот день принято поздравлять не только писателей, но и всех тех, кто имеет отношение к литературному делу: журналистов, редакторов, корректоров, критиков и конечно, издателей.

О положении дел на рынке детской литературы, основных трендах и важном вопросе государственных закупок, мы поговорили с Борисом Кузнецовым, директором издательства «РОСМЭН».

- Борис Вячеславович, каковы тренды на рынке обучающей и развивающей литературы для детей? Что и кто влияет на спрос? Какую роль в этом сегменте играют бюджетные деньги?

- Доля обучающей и развивающей литературы и пособий для подготовки к школе на книжном рынке – 15%, не самая большая, но растущая.

С точки зрения потребления и линии спроса обучение и занятия с детьми делятся на три периода. Первый, раннее детство, от рождения до трех лет, в плане выбора книг отдан на откуп семье, вкусам родителей и предпочтениям ребенка, свободному потреблению.

Когда ребенок идет в детский сад, влиять на покупки родителей начинают потребности детского учреждения.

В возрасте 6–7 лет заканчивается родительская самодеятельность, подключаются рекомендации педагогов дошкольного образования. В обучающей и развивающей литературе для детей 60­--70% приходится на подготовку к школе. Бюджетные деньги в этот период не задействованы: родителям дают списки пособий, рабочих тетрадей, прописей, игрового раздаточного материала, настольных игр, которые они должны купить и принести в группу детского сада. Дошкольное обучение и развитие фокусируется на закупках родителей.

Бюджетные деньги в этот период выделяются на методическую литературу, которой пользуются педагоги. Выделяются, но, как я знаю, не всегда расходуются. В связи с укрупнением школ и учебных комплексов в Москве интерес директоров к такого рода литературе вырос, начались и закупки комплектов рабочих тетрадей для дошкольников в детских садах, входящих в эти комплексы. Дошкольное образование постепенно формализуется, существует ФГОС дошкольного образования и примерные программы.

Еще одна небольшая ниша – формирование игровой среды в группе детского сада: именно здесь возникают заказы на покупку художественной и познавательной литературы. Скажем, это детские энциклопедии типа «Кто в лесу живет?». Познавательная литература может быть изготовлена как на бумаге, так и на картоне с различными игровыми элементами – окошками, шторками, двигающимися деталями. Такие элементы дороги в производстве, но весьма эффективны в практике, и дети их любят.

Вилка розничной цены, определяющейся полиграфическим исполнением, для рабочих тетрадей и других расходников – 50–250 руб. Проблема издателей состоит в невозможности продавать такую продукцию в интернете из-за низкой цены. На маркетплейсе издатель платит комиссию за каждый «лот» вне зависимости от его стоимости: за книги ценой в 50 и 1,5 тысячи рублей – все те же условные 33 рубля. Поэтому в ближайшее время на маркетплейсах вы дешевых брошюр не увидите.

– Кто и что влияет на закупки обучающей и развивающей литературы на бюджетные деньги?

– Дошкольное образование, несмотря ни на что, осовременивается и очеловечивается. К сожалению, этот процесс в меньшей степени касается возраста 6–7 лет: в этот период ребенка интенсивно готовят к поступлению в школу, и тут включается суровая и устаревшая педагогическая доктрина, с бесконечным «ты должен» и «повторяй и не задумывайся». Под стать и дизайн.

Бюджетные закупки пособий для подготовки к школе совершаются под влиянием людей, которые считают, что учиться тяжело. Поэтому позитивные тренды в сегодняшней развивающей и обучающей литературе, к сожалению, минуют бюджетные закупки.

Случай из нашей практики: мы сделали современные, хорошо оформленные пособия с качественной дидактикой. Педагоги, уполномоченные принимать решения, прокомментировали: «Это не может быть рекомендовано, слишком веселое оформление, а обучение – дело серьезное». И мы сделали скучные пособия…

– Как изменить ситуацию и осовременить детскую литературу и обучающие пособия в библиотеке и детском саду?

– Я бы предложил создать зоны экспериментов, которые в случае успеха могли бы расширяться. Параллельно с традиционными рабочими тетрадями, которые используются 20–30 лет, надо закупать современные красочные издания с актуальной дидактикой и методикой. Издательства готовы к таким экспериментам. Я могу назвать не одно издательство, классно работающее на этой ниве: помимо «Росмэн» это «Мозаика-Синтез», «Клевер», «ТЦ Сфера».

Школьные библиотеки сейчас пополняются книгами благодаря родительским «вливаниям». А вот публичные детские библиотеки – интересная, большая и оживающая ниша для развития. Особенно это заметно в малых (на 20–30 тыс. жителей) городах России, где пойти с ребенком, кроме как в библиотеку, некуда. Там за крошечную свою зарплату библиотекарь устраивает праздник для детей, и вокруг библиотеки кипит жизнь. А есть библиотекари, которые за свои 12 тыс. рублей готовы только замок на дверь повесить и обеспечить тишину в зале.

Тем нее менее общество переломило представление о библиотеке как об устаревшем явлении. Скажем, в Европе, в частности в скандинавских странах и Великобритании, библиотека функционирует как клуб, детский и молодежный.

– Наши библиотеки готовы развиваться по такому клубному пути и имеют на это средства?

– У российской библиотеки совой путь. Нынешние посетители библиотеки – это родители с маленькими детьми, подростки, которые много читают и у которых нет карманных денег на книги, и пожилые люди, у которых много свободного времени. С чем сегодня сталкиваются посетители библиотек? С тем, что фонды укомплектованы старой литературой.

На мой взгляд, современным библиотекам как воздуха не хватает современных детских книг. Многие библиотеки по инерции заказывают и восполняют тот библиотечный фонд, который устарел 20 лет назад. «Всадник без головы» и «Остров сокровищ» – это, конечно, классно. Многим поколениям нравилось. Не уверен, что интересно нашим детям.

Евгений Гаглоев, Наталья Щерба, Станислав Востоков, Шамиль Идиатуллин, Нина Дашевская – эти авторы пишут для детей. У них много читателей. Но их книги практически не попадают в библиотеки.

Мы работаем с библиотеками, много рассказываем о современной литературе. Мы выступаем, библиотекари с восторгом слушают, восхищаются… А потом заказывают всю ту же классику и те же традиционные энциклопедии. При прочих равных районная детская библиотека предпочтет заказать Чуковского, Барто, Заходера, а не современную детскую литературу. Ситуация с востребованностью новых детских авторов заметно меняется в магазинах. Надеюсь, изменится и на библиотечной полке.

– Есть механизм реализации перемен?

– В основном закупки книг осуществляет Централизованная библиотечная система того или иного города, директора школ или детсадов. Я бы предложил им выделить квоту на современных авторов в пропорции 60% классика и 40% обновление – это круто, интересно, это развитие библиотечных фондов. В пуле книг для заказа 100 руб. могут быть потрачены на десятое издание «Старика Хоттабыча», а могут – на Анастасию Орлову, Юлию Симбирскую, Игоря Жукова, других современных авторов. Дополнительных средств не потребуется, только перераспределение! Конечно, принимать такие решения непросто, а кому-то боязно. Но надо.


Оставляйте комментарии, высказывайте свое мнение. Следите за новостями. Подписывайтесь на email-рассылку на еженедельный "Вестник индустрии детских товаров" и получайте самое важное о бизнесе в удобном формате! Делитесь своими новостями и размещайте рекламу на наших ресурсах.