8 (499) 519-02-81
Москва, Ленинский пр., дом 9

Госзакупки средств обучения: оттолкнуться от санкций и выйти из импортной западни

10:49, 6 декабря 2022

Госзакупки средств обучения: оттолкнуться от санкций и выйти из импортной западни
5290

Основной сессией второго рабочего дня федерального этапа XIII Конгресса индустрии детских товаров стала пленарная дискуссия «EdProm: развитие отраслей, связанных с созданием средств обучения и воспитания», которая прошла на площадке МИА «Россия сегодня» 23 ноября.

Разговор был посвящен развитию и поддержке отраслей, которые производят продукцию для детского обучения и воспитания. После публикации президентского поручения по мерам поддержки предприятий, производящих детскую продукцию, отрасль впервые стала частью государственной промышленной политики и вошла в перечень поручений Президента России.

За столом собрались представители научного, образовательного и промышленного сектора. Они обсудили госзакупки и главные запросы образовательных организаций и предприятий, выпускающих продукцию для школ и детских садов, планы по увеличению доли отечественных средств обучения и воспитания, меры поддержки и инвестиционные проекты, которые смогут стать драйвером развития отрасли.

Производители поделились проблемами, с которыми они сталкиваются в последние месяцы, рассказали, как изменилась работа их компаний после ухода из страны многих иностранных брендов.

«Сейчас на федеральном портале проектов нормативных правовых актов находятся две важные для нас товарные категории - игры и игрушки и средства обучения, у которых определяется процентная доля отечественного производства», - сообщила президент АИДТ Антонина Цицулина, открывая дискуссию.

AVZText.jpg

Заместитель руководителя фракции «Единая Россия» Госдумы РФ Сергей Морозов отметил, что парламентарии обсуждают выработанные АИДТ инициативы, и обещал поддержку в принятии решений по налоговым льготам для производителей детской продукции и расширению списка товаров, которые должны попадать под 10% НДС.

«В этом году мы завершим ремонт и техническое оснащение всех школ и детских садов, которые поставлены в график. Нашим оборудованием и нашей мебелью будет оснащено еще около 1400 учебных объектов», - рассказал Сергей Морозов.

В 2023 году перед государством стоят еще более амбициозные задачи - привести в идеальное состояние более 1500 объектов образования. На эти цели направят почти 67 млрд. рублей. Также, по словам представителя «Единой России», предстоят доработки в законодательной базе, которые позволят использовать офсетные контракты в образовании на постоянной основе.

MorozovTekst.jpg

Антонина Цицулина отметила, что в этом процессе важно не забывать о педагогах и воспитателях, которые будут работать с российским оборудованием, поставляемым в школы и детсады. Это - наукоемкая, высокотехнологичная продукция, работе с которой нужно учиться, за рубежом в этих целях созданы специальные школы, напомнила глава АИДТ.

По мнению ученых, образование меняется тогда, когда появляются новые средства обучения, и сегодня крайне важно, чтобы инновации формировали в сознании детей научную картину мира.

«Внедрение цифровых технологий в образовании приводят к резкой смене ориентиров, и образование все меньше воспринимается, как ретрансляция, и все больше, как интерактивная работа», - отметил, выступающий от научного сообщества член-корреспондент РАО, директор Института педагогики и психологии образования МГПУ, доктор психологических наук, доктор педагогических наук Александр Савенков.

SavenkovText.jpg

Чтобы эта работа была более эффективной, Минпросвещения выпускает методические рекомендации по реализации всех федеральных и национальных проектов в образовании. По результатам - определяются субсидии, которые направляются в субъекты РФ.

«Мы создаем максимальные условия для формирования единой по функциональным возможностям современной развивающей образовательной среды, поскольку в методических рекомендациях, которые выпускает Минпросвещения России содержатся рекомендации по функционалу оборудования, которое должно использоваться для создания образовательных центров в рамках национальных проектов образования», - рассказал первый заместитель директора Центра просветительских инициатив Минпросвещения Роман Ершов.

Он напомнил, что ведомство совместно с Минцифры разработало и выпустило приказ, который регулирует стандарты цифрового оснащения российских образовательных организаций. Ежегодно пересматриваются методические рекомендации по всем направлениям системы образования.

«Когда прорабатываются функциональные требования к отечественному оборудованию мы смотрим на то, что есть на рынке, в том числе консультируемся по этому вопросу с Ассоциацией предприятий индустрии детских товаров», - продолжил Роман Ершов.

Сегодня регионы закупают импортное оборудование в исключительных случаях, а доля закупаемого отечественного оборудования для школ и детсадов составляет 95% против 39% в 2020 году.

Также Минпросвещения реализует федеральную программу, которая направлена на повышение квалификации российских педагогов по работе с оборудованием, которое приходит в школы.

Продолжая тему резкого увеличения доли российского оборудования для оснащения образовательных организаций, генеральный директор ООО «Дидактические системы» Юлия Тархова рассказала, что ее компания в августе получила запрос на реализацию объема заказов, который в три раза превышает ежегодный объем выпуска для продукции предприятия, и в этой ситуации компания, по ее словам, сделала невозможное в условиях перенастройки логистических цепочек и дефицита комплектующих. Однако вопросы по прогнозам необходимых объемов производства на будущий год остаются открытыми.

«Я производственник и создаю себе сейчас производственные мощности на будущий год. Мне строить сто квадратных метров или пять тысяч квадратных метров?», - продолжила руководитель.

В этой связи она считает необходимым провести мониторинг наличия и использования средств обучения и воспитания по всем уровням образования, определить потребность в таком оборудовании и рассчитать объемы финансирования, отладить и упростить механизм включения в реестр промышленной продукции, произведенной в РФ, разработать альтернативные тендеры канала поставок - офсетные контракты, федеральные программы, госзакупки.

«Возвращаясь к квотированию: у нас есть единый код по всей стране, но доставка и монтаж в регионы Дальнего Востока или другие труднодоступные регионы осуществляются по совершенно другой цене. Поэтому единое квотирование для всех регионов не очень подходит», - отметила Юлия Тархова.

TarhovaTeht.jpg

Она также сообщила, что часто специалисты не только не знают, как обосновывать внесение изменений в КТРУ, но и не умеют правильно оформить товарно-транспортную накладную в случае, когда плательщиком выступает регион, а получателем является конкретная образовательная организация.

Антонина Цицулина в ответ на предложения главы компании «Дидактические системы» пообещала для проработки этих вопросов создать рабочую группу, в состав которой войдут представители АИДТ и Минпросвещения России.

«Нам надо сформировать видение, как мы будем входить в электронный документооборот: будут сформированы шаблоны или проекты документов. Процесс необходимо отладить по всей цепочке вовлеченных в этот процесс организаций», - подытожила глава АИДТ.

Сложности у производителей детских товаров вызывает и отсутствие единого реестра поставщиков. Создать такой документ предложила коммерческий директор АО «ХИЗ» Нина Мышанская. По ее словам, документ поможет производителям понять, к какому уровню образования относится его учебное оборудование, каким образовательным организациям оно необходимо, где производители смогут найти необходимую информацию.

«Предлагаем создать единый реестр поставщиков, который бы включал оборудование для дошкольных образовательных учреждений и учебного оборудования для школ в соответствии с перечнем, утвержденным приказом Минпросвещения России, о перечне средств обучения и воспитания с целью импортозамещения», - пояснила руководитель.

Также она предлагает, создать единую информационную платформу для поставщиков оборудования, где будут публиковаться потребности образовательных организаций, чтобы производители-разработчики могли бы оперативно реагировать и предлагать необходимое оборудование.

«Нам как производителям хотелось бы иметь долгосрочный перечень этого необходимого оборудования со стороны потребителя, чтобы мы планировали свое производство», - резюмировала Нина Мышанская.

Для испытания оборудования можно использовать, по ее словам, площадки региональных институтов развития, после апробации будут составлены рекомендации для работников образовательных организаций.

Вице-президент по издательской деятельности ГК «Просвещение» Виктория Копылова обратила внимание собравшихся на то, что производители могут сегодня поставлять продукцию в школы только с методическим сопровождением.

«Мы идем в школу с методическим сопровождением, в регион идем под конкретные задачи экономики – это позиция компании "Просвещение"», - отметила Копылова.

О необходимости кооперации научных школ, авторских программ и производителей учебного оборудования и средств обучения в процессе оснащения школ и детских садов говорили участники бизнес-диалога «Научно-промышленная кооперация».

Бизнес обозначил основные болевые точки этого процесса, а также представил свое видение создания надежных цепочек взаимодействия науки и производства при комплексном оснащении российских школ.

Исполнительный директор ООО «Андрей Первый» Ольга Виденеева обратила внимание на процедуру госзакупок, которую необходимо сделать «более прозрачной», а подготовку конкурсной документации упростить. Также, в рамках тендеров необходимо переходить к долгосрочным контрактам с производителями, считает руководитель.

«Для формирования перечня госзакупок такую продукцию нужно идентифицировать, а в рамках исполнения дорожной карты расширить классификатор для выделения детской и ученической мебели. Необходимо привести в соответствие данный классификатор и описание КТРУ, где сейчас практически нет расшифровок и описаний по детской и ученической мебели», - объяснила Ольга Виденеева.

Она уточнила, что пока закупки происходят в границах перечня, произвести или заказать что-то новое практически невозможно. Чтобы перенастроить процесс, образовательные организации должны получить права проектирования и самостоятельной закупки средств обучения.

«Мы готовы участвовать в мониторинге и апробации продукции для образования. Научные исследования — это огромный потенциал для нас, как для производителей. В само создание таких средств обучения должна закладываться методология по принципу «не навреди»», - заявила Веденеева.

Руководитель также отметила, что без плотного взаимодействия с Минпросвещения России и Минпромторгом России невозможно продвинуть новый инновационный продукт в перечень закупок. Здесь система контрактов может выступить инструментом для создания и внедрения новых средств обучения в образовательный процесс.

Использовать площадки частных учебных организаций для апробации продукции для образовательных учреждений предложила основатель франчайзинговой сети клубов «ЯСАМ» Юлия Алексеева.

«Коммерческий или частный сектор на данный момент менее стеснен рамками государственного контроля и может применять больше авторских методик на абсолютно законных основаниях при исследовательских работах», - пояснила предприниматель.

Исполнительный директор R:ED Robotics Education Максим Сушков назвал кооперацию науки и образования тем симбиозом, который позволяет получить эффективный и необходимый для современного образования предмет роботехнологию.

«Этот предмет отдельно не построят ни педагогическое сообщество, ни производители. Только взаимодействие позволит нам совместно выполнить те требования, которые необходимы для создания системы эффективного инженерного образования», - отметил Максим Сушков.

Он уверен, что кооперация науки и производства критично важна в рамках выстраивания образовательного процесса.

По итогам сессий все предложения и запросы производителей будут пересмотрены и юридически проработаны профильными министерствами и ведомствами. АИДТ планирует осуществлять общественный контроль за ходом исполнения запросов производственников.

ФОТОГАЛЕРЕЯ >>>

Оставляйте комментарии, высказывайте свое мнение. Следите за новостями. Подписывайтесь на email-рассылку на еженедельный «Вестник индустрии детских товаров» и получайте самое важное о бизнесе в удобном формате! Делитесь своими новостями и размещайте рекламу на наших ресурсах.