15:38, 20 февраля 2020
Введение обязательной маркировки обуви, намеченное на 1 марта, отложено до 1 сентября 2020 года. Как известно, недавно крупные продавцы и импортеры — «Детский мир», Pazolini Group, Lamoda и др. обратились в Минпромторг и Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ), высказавшись за перенос обязательной маркировки. В результате Минпромторг пошел навстречу производителям и торговле. Однако введение обязательной маркировки обуви не отменено, а перенесено.
Выстроить прозрачную конъюнктуру рынка заинтересованы предприниматели и потребители — пути взаимодействия обсудили на конференции-практикуме «Маркировка обуви — 2020», прошедшей 18 февраля в Цифровом деловом пространстве при партнерстве АИДТ.
Кому и зачем нужна маркировка?
Исследование ВЦИОМ показало, что более 70% российских покупателей положительно относятся к введению системы маркировки товаров, которая позволит отследить путь продукции от производителя до магазина.
По данным РБК, в 2018 году было продано более 460 млн пар обуви, в рублях это составило порядка 234 млрд, из которых 77 млрд – оборот нелегальной продукции.
Маркировка обуви как система уже работает. В июне прошлого года она получила статус государственной и теперь регламентируется постановлением Правительства №860. По информации ЦРПТ, на конец прошлой недели было выдано около 1,1 млрд кодов маркировки по обувным товарам.
Бенефиты отказа от контрафактной продукции путем маркирования очевидны для всех сторон рынка:
Для предпринимателей — это равные условия ведения бизнеса, увеличение выручки за счет замещения нелегальной продукции, защита бренда.
Для потребителей — приобретение качественного и легального товара на прозрачном рынке, значительные уменьшение риска покупки контрафактных товаров по цене легальных.
Для государства — повышение эффективности государственного надзора за обращением отдельных товаров, а также противодействия поступлению в оборот на территории РФ фальсифицированной и контрафактной продукции, анализ большинства сделок в режиме реального времени.
Ответственность сторон
Маркировка обуви ложится на плечи пяти категорий участников торговли: производителей, импортеров, оптовых компаний, розничных магазинов, комиссионеров.
С чего начать
В ЦРПТ была создана единая национальная система цифровой маркировки и прослеживания товаров – «Честный знак». Она позволит сделать товарный рынок страны транспарентным и создать систему гарантии подлинности товаров.
Чтобы получить коды маркировки, первое, что должны сделать производители и импортеры, — составить полное описание товара, а именно:
|
На стадии описания остатков есть возможность охарактеризовать товары по сокращённой схеме:
|
На стадии получения кода информация о конкретной описанной паре обуви сохраняется в системе. Это уникальный цифровой паспорт на определенные ботинки или туфли. Нанести код нужно на саму обувную пару, ярлык или обувную коробку. Для каждой пары код будет печататься отдельно, т.е. подделка невозможна. После нанесения на товар «цифрового следа» он может быть введен в оборот. Таким образом, появляется инструмент проверки каждой отдельной единицы товара, и придя в магазин, покупатель может узнать, что он держит в руках.
«Информация, содержащаяся в кодах, зашифрована и защищена с помощью криптографических технологий. Каждая операция, которая существует в системе по заказу кода маркировки, по дальнейшему его нанесению, должна завершаться вводом товара в оборот. Система должна узнать, что вы нанесли средство идентификации на товар и готовы его выставить к реализации. После того, как обувь введена в оборот, у владельца есть возможность осуществить передачу прав собственности на товар с использованием ЭДО (электронного документооборота), либо через систему», — пояснил Александр Долгиев, эксперт департамента общего бизнес-анализа ЦРПТ.
Реализация обуви
Штриховой уникальный код будет считываться на кассе при покупке обуви, тем самым товар достигнет «конечной» точки и выведен из оборота. Проверяет действительность и корректность кода маркировки сертифицированный фискальный накопитель с поддержкой функции проверки штрихкода. Затем данные из кассового чека передаются оператору фискальных данных (ОФД). Если фискальный накопитель не сможет расшифровать штрихкод (поддельный или поврежденный), то касса не сформирует кассовый чек и не проведет реализацию товара. Корректное нанесение и возможность считывания кода маркировки будет на контроле Роспотребнадзора.
Наказание за невыполнение
Санкции предусмотрены ст. 15.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В случае производства или продажи товаров, в отношении которых установлены требования по маркировке, без соответствующей маркировки, а также с нарушением установленного порядка нанесения такой маркировка предусмотрены штрафы:
На граждан – 2000 - 4000 руб. (с конфискацией предметов административного правонарушения)
На юридических лиц — 50000-300000 руб. (с конфискацией предметов административного правонарушения)
На должностных лиц – 5000-10000 руб. (с конфискацией предметов административного правонарушения)
В активе тех, кто внедряет маркировку появились дополнительные полгода. Временной люфт даст еще одну возможность поставщикам и магазинам подготовится к новым правилам игры.
Ангелина Евстафеева
Следите за новостями. Подписывайтесь на email-рассылку на еженедельный "Вестник индустрии детских товаров" и получайте самое важное о бизнесе в удобном формате! Делитесь своими новостями, высказывайте свое мнение и размещайте рекламу на наших ресурсах.