12:15, 2 октября 2020
Пока большая выставка к юбилею мастерских готовится к открытию в Музее Москвы в начале ноября, можно посмотреть компактную экспозицию в Галерее на Шаболовке, посвященную детской теме во ВХУТЕМАСе. BURO. попросило кураторов проекта Александру Селиванову и Ксению Гусеву рассказать о находках преподавателей и студентов мастерских, которые стремились построить новый мир детства, а также ответить на вопрос — почему во ВХУТЕМАСе, в отличие от Баухауса, не делали игрушек?
В 1920-е годы, когда абсолютно все сферы жизни по сути переизобретались заново, особое внимание уделялось детям как жителям будущего. Они должны были как можно скорее попадать из семей, сохранявших традиционный уклад, в новую среду яслей и школ, где их уже ничего не могло испортить. В 1920-е годы скаутское, а затем пионерское движение, лагеря и детские очаги — так называли детсады с продленкой — формировали новое независимое от взрослых детское общество. Впрочем, позже в 1930-е эта самостоятельность была уничтожена, когда все дети были уже как бы усыновлены «отцом народов», который единственный мог обеспечить им «счастливое детство». А на заре СССР книги, игры, бытовые предметы, одежда и даже стрижки — все должно было воспитывать новые самостоятельные привычки. Именно поэтому для архитекторов и дизайнеров 1920-х дети стали важной аудиторией для их художественных и педагогических экспериментов.
Общая тенденция модернистской культуры, связанная с интересом к народному искусству и архаике, касалась и внимания к детскому рисунку — в начале XX века его стали коллекционировать и выставлять. Открытость и стремление поставить эксперимент — эти детские качества были близки художникам авангарда, а сам ребенок стал важным зрителем искусства и дизайна. В проекте курортной гостиницы студента вхутемасовского архфака Николая Соколова изображения детей сопровождают ироничные и иногда абсурдные лозунги и комментарии. Все они — о счастье и близости природе: «Так берите ее ртом, всем телом, а главное — руками, руками, руками!»
Во ВХУТЕМАСе не было отдельной мастерской или преподавателя, который бы давал целенаправленные задания на проектирование детских предметов. Сами учащиеся часто выбирали в качестве курсового или дипломного проекта их разработку. Скажем, студент керамического факультета Алексей Сотников в ходе занятий по проектированию предметов быта создал комплект детских поильников из серии «Первая посуда для детей», использовав в качестве основы форму женской груди и таким образом интегрировав художественную форму.
На текстильном факультете преподаватели, среди которых были Людмила Маяковская, Варвара Степанова, Александр Куприн и Оскар Грюн, часто указывали в своих заданиях социальный заказ — например, нужно создать «крестьянский платок» или «детский ситец». Это учило студентов понимать специфику каждого проекта и выражать ее через колорит, характер и размер. В целом, методика ВХУТЕМАСа изначально подразумевала определенную универсальность: мастерские давали такую базу, которая впоследствии позволяла выпускнику работать над различными заказами — будь то стулья для кинотеатра или кроватка для младенца.
«Это — блистательная живая педагогика, которая имеет мужество из всех путей новейшей детской психологии избрать наименее затоптанные и довести тенденцию наглядности до последней степени последовательности. Самое очаровательное на этой выставке то, что она, хотя и рассчитана на взрослых, в первую очередь обращается к детям. Несмотря на незнание чужого языка, выносишь такое сильное впечатление, какого давно не испытывал на выставках». - Цитата из газетной рецензии «Wiener Allgemeine Zeitung», 30/II 1931
По значению и масштабу советскую детскую литературу 1920–30-х годов можно сравнивать с архитектурой авангарда, хотя к ней не приклеился такой же броский ярлык, какими стали конструктивизм или футуризм в литературе. Эти направления вместе с концепцией ЛЕФа, поэзией Маяковского и обэриутов, эстетикой современного города и научными изобретениями проникли в каждый книжный киоск и библиотеку благодаря детским книжкам. Над ними работали многие студенты полиграфического факультета ВХУТЕМАСа — Дейнека, Лапшин, сестры Чичаговы, Жолткевич. Георгиий Ечеистов — будущий график и плакатист — в качестве студенческого проекта выбрал иллюстрации к учебнику по геометрии, в которых применил простейшие геометрические формы в создании разнообразных фигурок. Работали над детскими книгами и педагоги — Штеренберг и Фаворский, Купреянов и Митурич. Каждый из них формировал свою авторскую концепцию, и отсюда такое разнообразие подходов и приемов.
«Как-то не разбери-бери, где кровать стоит — на улице или в избе, где она лежит — в избе или на улице, или она на полу валяется». - Одна из детских реакций на книги авангардистов в журнале «Книга детям».
Оставляйте комментарии, высказывайте свое мнение. Следите за новостями. Подписывайтесь на email-рассылку на еженедельный "Вестник индустрии детских товаров" и получайте самое важное о бизнесе в удобном формате! Делитесь своими новостями и размещайте рекламу на наших ресурсах.