8 (499) 519-02-81
Москва, Ленинский пр., дом 9

Обзор: эволюция социостилей в России

10:14, 29 октября 2018

Автор обзора – известный социолог, генеральный директор GfK Rus Александр Демидов

Ученые давно ведут спор о том, экономическое развитие общества определяет его культурные ценности, или наоборот. Что первично, бытие или сознание?

Наиболее известный современный исследователь ценностей Рональд Ингельхарт считает, что экономическое развитие, или модернизация ведут к изменению ценностей общества, а они уже, в свою очередь определяют общественные институты, в данном случае, демократические.

Теоретически, я с ним полностью согласен. Но наш многолетний мониторинг свидетельствует о том, что базовые ценности населения России изменяются очень медленно по сравнению с происшедшими за это время социально­экономическими переменами. Мой обзор основан на 20­летнем исследовании ценностей, разработанным компанией GfK совместно с французским институтом исследования социо­стилей, под руководством известного исследователя евро­стилей Бернарда Шателата.

В основе исследования – анкета из 36 дихотомических вопросов о жизненных принципах, ценностях, социальных аттитюдах, настроениях и источниках беспокойства населения, а также полученные на ее основе с помощью кластерного анализа пяти социотипов, выделенных в соответствии с их социокультурными характеристиками.

Социотип «Ретрограды» (Re­rootings) характеризуется пассивным восприятием жизни, пессимизмом, разочарованием, потерей ценностных ориентаций, страхом перед будущим, социальной дезориентацией. Этот социотип можно было бы назвать «потерянные, потерявшие корни», но более точно, пожалуй, их характеризует слово «ретрограды». Настолько сильно в этой группе выражены стремление к порядку и стабильности, патернализму, авторитарные тенденции при одновременном недоверии существующим социальным институтам. У них преобладают материалистические, меркантильные ориентации, обусловленные в основном тяжелыми условиями жизни.

Социотип «Победители» (Winners) также отличается ценностной дезориентацией, разочарованием, отсутствием социальных надежд и иллюзий. Однако в отличие от «ретроградов» это группа активных амбициозных людей, ориентированных на достижение личного материального успеха без оглядки на общество, социальные ценности и идеологию. Сильно выражены индивидуализм, стремление к личной свободе, неверие в социальные институты. Эта группа ориентирована на быстрое достижение материальных благ без долгосрочной социальной перспективы.

Социотип «Традиционалисты» (Traditionalists) как и «ретрограды», характеризуется пассивным отношением к жизни, отсутствием амбиций, скептическим отношением к модернизации общества и социальным новациям. В то же время «традиционалисты» в отличие от «ретроградов» обладают твердой системой традиционных ценностей, верят в общество, социальные институты, глубоко моральны. Этот ценностный потенциал позволяет им более уверенно чувствовать себя в жизни, с большим оптимизмом смотреть в будущее.

Социотип «Новаторы» (New­commers), как и «традиционалисты», обладает устойчивой системой ценностей, однако, это скорее ценности завтрашнего дня. Они открыты ко всему новому, верят в общественный прогресс и в общество. «Новаторы» активны, как и «победители», стремятся к успеху, однако в отличие от последних их амбиции не имеют столь эгоцентричного, циничного характера. Моральные ценности преобладают над материальными, социальные надежды и оптимизм – над разочарованиями.

Социотип «Истеблишмент» (Establishment) представляет собой группу людей, в наибольшей степени разделяющих демократические ценности – в центре внимания которых человек, его жизнь, честь, достоинство, личная неприкосновенность, свобода, его права. В их мировосприятии наблюдается сочетание индивидуальных свобод и социальной ответственности. Стремление к благополучию, которого они в основном достигли, сочетается с высокими социальными целями и долгосрочной социальной перспективой. По своему образу действий они могут быть как более активны, так и пассивны. Разделяют современные ценности, не отрываясь от традиционных. Отличаются высокой толерантностью, стремлением к гуманистическим идеалам. «Истеблишмент» можно обозначить как наиболее социально устойчивый тип населения.

В своем обзоре я выделяю социальные ценности, к которым отношу моральные и материальные ценности, индивидуализм и солидарности, контроль и свободу, отношение к научно–техническому прогрессу и окружающей среде, а также персональные ценности, относящиеся к личностным характеристикам, таким, например, как отношение к переменам, готовность к риску, борьбе за карьерный успех и другое.

Условно эти ценности можно было бы разделить на, так называемые, демократические и традиционные. Казалось бы, что вектор развития должен идти от традиционных к демократическим ценностям, которые ставят во главу угла человека, его права, свободы, индивидуальность. Но, по нашим данным, это не совсем так. Если брать изменения ценностного потенциала в целом, то в действительности, хотя и есть очень небольшое движение в сторону демократических ценностей. Но, во­первых, оно очень замедленное, а во­вторых, это относится далеко не ко всем показателям, а в-третьих, за 20 лет эти изменения не раз меняли свое направление.

Прочитав этот обзор, Вы, возможно, придете к выводу, что мы имеем дело со сложившимся национальным ценностным профилем. А возможно, поддержите гипотезу о том, что еще не произошло настоящей смены поколений, которое зачастую, является носителем новых идей и ценностей. В любом случае, ознакомившись с результатами исследования, Вы заметите, что наша страна прошла большой путь от разрухи в экономике и в головах, и сегодня российское общество постепенно нащупывает почву под ногами. Начал формироваться ценностный кластер общества с социально­позитивной повесткой и активной жизненной позицией, направленной на созидание и развитие...

Как изменились ценности россиян, какой главный запрос общества и что это значит для компаний, разрабатывающих стратегии маркетинга в соответствии с целями устойчивого развития, а также программы социальной ответственности бизнеса, - читайте в обзоре ЭВОЛЮЦИЯ СОЦИОСТИЛЕЙ В РОССИИ.