В данной статье мы рассмотрим основные бизнес-процессы в работе с маркировкой для производителей и импортеров, которые только начинают работать с маркировкой детских игр и игрушек. Она поможет разобраться, с чего следует начать и даст ответы на самые распространенные вопросы.
Товары, подлежащие маркировке
Согласно
Постановлению Правительства от 31.05.2025 № 819 "Об утверждении Правил маркировки средствами идентификации отдельных видов товаров для детей и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении отдельных видов товаров для детей", маркировке подлежат игры и игрушки для детей до 14 лет, соответствующие кодам ТН ВЭД 9503 00, 9504 40 000 0, 9504 90 100 0, 9504 90 800 9 и ОКПД-2 32.40, за исключением:
-
воздушных шаров
-
велосипедов трехколесных
-
игральных карт для азартных игр
-
продуктов труда ремесленников, определяемых законодательством субъектов Российской Федерации
-
изделий, указанных в приложении 1 к техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности игрушек" (TP TC 008/2011), принятому решением Комиссии Таможенного союза от 23 сентября 2011 г. № 798
Этапы запуска обязательной маркировки
Маркировка внедряется поэтапно, что позволяет участникам рынка адаптироваться к новым требованиям. Ниже представлены ключевые этапы внедрения маркировки отдельных видов товаров для детей.
Основные этапы работ
Схема содержит 7 ключевых этапов, каждый из которых рассмотрен ниже и дополнен подробными инструкциями.
Начало работы в системе маркировки
Старт работы в "Честном знаке" (ГИС МТ) невозможен без получения усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП) и прохождения регистрации в системе.
Подписание договоров – также обязательная часть работ.
Регистрация товаров в Национальном Каталоге
Национальный каталог (НК) – одна из важнейших подсистем Честного знака (ГИС МТ), описание товаров в ней доступно как через Личный кабинет (поштучно или массово), так и посредством подключения к программному интерфейсу API (например, товароучетные системы).
Регистрация в Ассоциации автоматической идентификации «ЮНИСКАН/ГС1 РУС»
|
Требуется
|
Не требуется
|
для получения кодов в российском диапазоне префиксов (460-469)
|
для создания карточки с импортным (глобальным) кодом товара
|
Для регистрации из НК нужно заполнить и подписать заявку во вкладке «Членство в ГС1 Рус». Для участников оборота товаров предусмотрены специальные условия членства:
- бесплатное членство при условии регистрации и описания товаров до 100 штук
- единый тариф на вступление и продление членства 3000 рублей в год
Настройка программно-аппаратного комплекса для работы с маркировкой
Для успешного прохождения этого этапа необходимо определиться - каким образом вы будете работать с маркировкой.
Возможные варианты:
- самостоятельно через Личный кабинет
- через вашу товароучетную систему с помощью API
- через программное обеспечение от интеграторов
- через бесплатное приложение от Оператора - Маркировка.Просто
Затем потребуется настройка оборудования с программным обеспечением или
личным кабинетом (ЛК) ГИС МТ, а также обязательное тестирование системы и обучение персонала.
Заказ кодов маркировки
Оплата услуги по предоставлению кодов маркировки (КМ), предусмотренная
Постановлением РФ от 8 мая 2019 г. № 577, будет производиться участниками товарного оборота с 1 декабря 2025.
Перед заказом кодов маркировки нужно будет пополнить лицевой счет по товарной группе "Игры и игрушки для детей". Рекомендуем ориентироваться на примерное количество товаров в вашей партии. Стоимость одного КМ 50 копеек (60 копеек с НДС).
Существуют 2 способа оплаты:
- по эмиссии: оплата за КМ списывается сразу при их заказе
- по нанесению: оплата списывается только за те КМ, по которым подан отчет о нанесении (за те коды маркировки, которые вы использовали)
При выборе способа оплаты «по нанесению» важно помнить о «сроке жизни» кода маркировки:
- 30 календарных дней при самостоятельной печати
- 365 календарных дней при печати через сервис-провайдера (типографию)
Код маркировки
Код маркировки — это цифровой двумерный код в формате DataMatrix.
Он содержит сведения о каждой единице товара и включает в себя 4 группы данных, идентифицируемых атрибутами (идентификаторами применения - AI), предусмотренными символикой GS1 Data Matrix:
- первая группа (AI = 01), состоит из 14 цифр и содержит код товара
- вторая группа (AI = 21) состоит из 13 символов и содержит индивидуальный серийный номер единицы товара
- третья группа (AI = 91), состоит из 4 символов и содержит идентификатор ключа проверки
- четвертая группа (AI = 92), состоит из 44 символов и содержит значение кода проверки
В случае отсутствия у участника оборота товаров возможности нанесения средства идентификации, содержащего код маркировки с 4 группами данных, допускается применение кода маркировки, включающего в себя 3 группы:
- первая группа (AI = 01), состоит из 14 цифр и содержит код товара
- вторая группа (AI = 21) состоит из 6 символов и содержит индивидуальный серийный номер единицы товара
- третья группа (AI = 91), состоит из 4 символов и содержит код проверки
Код маркировки наносится непосредственно на товар, или его потребительскую упаковку, а также может быть нанесен на групповую упаковку или набор, методом, не допускающим отделения КМ без его повреждения.
КМ не может наноситься на конструктивно отделяемые без повреждений части потребительской упаковки, а также не должен печататься на прозрачной оберточной пленке или на каком-либо другом внешнем оберточном материале и перекрываться другой информацией.
Маркировка продукции
После получения кодов маркировки можно перейти к их печати и нанесению.
На данный момент существует 3 способа нанесения кодов маркировки:
-
этикетирование
-
прямое нанесение
-
метод типографии
Каждый метод имеет свои преимущества для участника оборота в зависимости от объема бизнеса и уровня автоматизации предприятия.
Выбрать наиболее подходящий метод нанесения кодов маркировки вам поможет статья «Виды нанесения DataMatrix: типографское, прямое, этикетирование».
Подача отчета о нанесении и документа о вводе в оборот
Следующий шаг после печати и физического нанесения КМ на товар – подача отчета о нанесении.
В отчете о нанесении по товарной группе "Игры и игрушки для детей» необходимо будет указать дополнительные сведения о продукции:
- Дата производства (не передается для групповых упаковок и наборов)
- Дата истечения срока годности (не передается для товаров, имеющих срок службы, а также для групповых упаковок и наборов).
Заключительным этапом является подача документа о вводе в оборот в ГИС МТ. При подаче документа о вводе в оборот указываются сведения о разрешительной документации, а после его успешной обработки в системе КМ приобретают статус «В обороте», это означает, что продукция готова к отгрузке.
Проверить статус КМ можно при помощи мобильного приложения «ЧестныйЗнак.Бизнес».
Источник: «
Честный знак»
Оставляйте комментарии, высказывайте свое мнение. Следите за новостями. Подписывайтесь на email-рассылку на еженедельный «Вестник индустрии детских товаров» и получайте самое важное о бизнесе в удобном формате! Делитесь своими новостями и размещайте рекламу на наших ресурсах. Подписывайтесь на наш Телеграм-канал и страницу ВКонтакте