8 (499) 519-02-81
Москва, Ленинский пр., дом 9

Становление отечественной индустрии производства продуктов специализированного назначения для детей раннего возраста

07:50, 13 октября 2020

Молоко – один из самых традиционных продуктов на столе. Вопреки современным мировым тенденциям и растущей популярности безлактозных аналогов, молоко продолжает быть неотъемлемой частью продуктовой корзины отечественного потребителя.

Елена Симоненко

Начальник отдела прогнозирования технологических исследований и инновационного развития, НИИ детского питания


Несмотря на то, что молочный рынок России стагнирует уже третий год подряд, молочная продукция уверенно удерживает лидерство среди продуктов питания, что позволяет молочному рынку занимать почетное третье место по величине среди всех FMCG категорий — 12.6% в денежном выражении. При этом, детское питания на молочной основе является самым устойчивым сегментом детской продукции, который продолжает демонстрировать положительную динамику роста с момента падения рынка в 2016 году.

Всё самое лучшее для детей. Руководствуясь этим правилом, покупатели не спешат экономить на детских товарах. Молочное детское питание вносит основной вклад в восстановление молочного рынка, с долей в 24% в 2018 году. Как и сотни лет назад, молоко занимает одно из центральных мест в ежедневном детском рационе, благодаря своим питательным свойствам, необходимым для здорового развития растущего организма.

Творожки, йогурты, кефиры, адаптированные молочные смеси… Мы так привыкли видеть все эти товары на полках магазинов, что кажется, что молочное детское питание существовало всегда. На самом деле, детское питание является одной из самых молодых категорий отечественного FMCG сегмента, а индустрия детского питания в России начало зарождаться только в последние десятилетия XX века и во многом обязана своим становлением НИИ детского питания.

От первых молочных кухонь до НИИ детского питания: краткая история становления индустрии производства продуктов специализированного назначения для детей раннего возраста

Зачатки производства детского питания в России появились еще в прошлом веке, когда в 1901 году по инициативе Русского общества охранения народного здравия в Петербургском городском приюте для недоношенных детей был организован пункт «Капля молока». Однако широкого распространения данный проект не получил.

После революции начинается организация первых молочных кухонь при детских консультациях, которые сыграли огромную роль в сохранении жизни и здоровья детей в годы Великой Отечественной войны. В послевоенные годы на детских молочных кухнях начинают появляться первые продукты детского питания: творожки, йогурты, молочные и кисломолочные смеси и другие продукты.

Что касается индустриального производства, развитие отечественной индустрии детского питания тесно связано с созданием НИИ детского питания в 1989 году, так как именно данная организация заложила научные основы разработки адаптированных молочных смесей и продуктов прикорма для детей раннего возраста.

В советское время в рамках «Государственной программы развития индустрии детского питания в РСФСР» было построено более 40 предприятий на территории бывшего СССР, выпускающих продукцию для детей раннего возраста в целях полного обеспечения потребности детей раннего возраста в специальных и лечебных продуктах питания. Раздел научного обеспечения производства продуктов детского питания был возложен на НИИ детского питания, все предприятия были построены при участии Института и выпускали продукцию и компоненты по технологиям, разработанным НИИ детского питания. В том числе такие крупнейшие молочноконсервные комбинаты детских продуктов бывшего Советского Союза: Волковысском (ОАО «Беллакт», Республика Беларусь), Истринском (Нутриция), Сибайском (ОАО «Сибайконсервмолоко»), Хорольском («Хорольский завод детских продуктов питания», Украина) и в 42 цехах детских молочных продуктов при городских молочных комбинатах и специализированном заводе в Лианозово (г. Москва).

НИИ детского питания было разработано технологическое оборудование, организованы сырьевые зоны и специализированные сырьевые базы, организована система реализации продукции, проведены мероприятия по подготовке кадров для специализированных предприятий и цехов детского питания. Была организована эффективная система государственного контроля за качеством сырья, направляемом на детское питание и готовой продукции. И самое главное было организовано производство специальных продуктов для детей на молочных кухнях. НИИ детского питания была разработана концепция молочной кухни. На молочных кухнях была начата выработка жидких смесей для детского питания.

В последующие года Институт также активно участвовал в разработке и реализации государственных программ таких как в начале 90-х годов "Создание и освоение производства продуктов детского питания и витаминизированных пищевых продуктов на основе научных принципов рационального и сбалансированного питания", "Разработка медико-биологического обоснования, технологии, оборудования и освоение производства продуктов детского питания". В ходе ее выполнения впервые Институтом были разработаны составы и технология молочных продуктов нового поколения, в том числе для недоношенных детей, для детей с аллергией, для энтерального питания детей и взрослых, биологически активные добавки и др.

В 1995 году НИИ детского питания разработана Федеральная целевая программа «Развитие индустрии детского питания на 1996-1997 гг», вошедшая в комплект подпрограмм Президентской программы «Дети России». Впервые программа была утверждена Правительством РФ в 1993 г., а с августа 1994 г. получила статус президентской.

В последующие годы НИИ детского питания играет ключевую роль в создании теоретической, методологической, технологической, нормативно-документационной и информационной базы, являющейся основой развития индустрии продуктов детского питания в России.

Помимо этого, НИИ детского питания принимает активное участие в разработке законопроектов. Так, в 2017 году по поручению Председателя Совета Федераций Валентины Матвиенко, Институт участвовал в разработке проекта федерального закона о детском питании.

НИИ детского питания сегодня является ведущей в России научной организацией в области межотраслевой индустрии детского питания. По результатам научной деятельности Институт имеет более 60 патентов и авторских свидетельств.

Разработанные продукты детского питания успешно внедрены на многих отечественных и зарубежных предприятиях: более 200 технологий продуктов для питания детей различных возрастных групп; 5 технологий сырья и компонентов и 15 методов контроля показателей качества продуктов детского питания.

Перспективы развития индустрии детского питания на молочной основе в России: курс на расширение ассортимента и импортозамещение.

На протяжении последних лет политика импортозамещения коснулась практически всех категорий товаров, и детское питание не стало исключением. В 2017 году по инициативе Минсельхоза России была создана межведомственная рабочая группа, основными задачами которой являются «формирование мер, направленных на устойчивое развитие производства детского питания, а также планов действий для перехода к импортозамещению и развитию экспорта».

Сегодня большая часть всей продукции ЗГМ на российском рынке имеет отчасти зарубежное происхождение: основными игроками являются Nutricia (Danone), Nestle и Abbott.

Что касается отечественных компаний, производителями ЗГМ полного цикла являются АО «Инфаприм» и ООО «ФАРМАЛАКТ». По данным ассоциации «Руспродсоюз», отечественные продукты показывают положительную динамику роста на рынке, однако полностью отказаться от продукции импортного происхождения трудно из-за нехватки отечественного сырья и ингредиентов.

Директор НИИ детского питания Сергей Симоненко подтверждает эти данные. По мнению эксперта, в нашей стране существует нехватка современных предприятий полного цикла, которые не только производят полный цикл ЗГМ, но и занимаются переработкой сырья, а также производством компонентов и ингредиентов для детского питания.

Решение вопросов импортозамещения требует системного подхода. Индустрия ЗГМ имеет рабочие модели развития, унаследованные со времен СССР. Так в 1991 году в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР была утверждена «Государственная программа развития индустрии детского питания в РСФСР», задачей которого являлось полное обеспечение потребности детей раннего возраста в специальных и лечебных продуктах питания. Для улучшения управления и координации работ по развитию детского питания был создан Комитет по производству детского питания при Минсельхозпроде РСФСР.

В рамках этой программы было построено более 40 предприятий, выпускающих продукцию для детей раннего возраста. Была создана система льгот, предоставлены дотации и возмещены затраты хозяйств и предприятий по выпуску экологически чистого сельскохозяйственного сырья, детского питания и технологического оборудования. Помимо этого, были организованы сырьевые зоны, специализированные сырьевые базы и система реализации продукции, а также проведены мероприятия по подготовке кадров для специализированных предприятий и цехов детского питания.

За время реализации программы удалось создать эффективную систему государственного контроля за качеством сырья, используемого при создании детского питания, и готовой продукции и организовать производство специальных продуктов для детей на молочных кухнях. Задача научного обеспечения производства продуктов детского питания была возложена на НИИ детского питания.

Данный пример демонстрирует, что при комплексном подходе российские компании имеют возможность получить преимущество в закупочных тендерах и существенно повысить свою конкурентоспособность.

Другая важная тенденция, которую необходимо принимать во внимание, говоря о развитии индустрии детского питания – это разработка продуктов нового поколения и инновационных технологий. Сегодня перспективным направлением является поиск альтернативных видов сырья и создание на их основе продуктов питания и напитков для детей. К данной категории относится растительное сырье как источник биологически активных веществ, новые виды растительного молока, комбинированное молоко различных видов сельскохозяйственных животных, используемое для создания специализированных продуктов повышенной биологической ценности, молоко, не содержащее бета-казеин А1, козье молоко, кобылье молоко и др.

На протяжении последних нескольких лет НИИ детского питания занимается исследованием состава и свойств козьего, кобыльего и других видов молока животного происхождения с целью создания продуктов нового поколения с повышенной биологической ценностью, а также разработкой линеек функциональных напитков на основе компонентов растительного происхождения.

По словам директора НИИ детского питания, доктора технических наук, профессора С.В. Симоненко в России с каждым годом увеличивается количество новорожденных, страдающих непереносимостью и аллергией к белкам коровьего молока. Увеличивается за счет экологических, генетических, социальных и иных факторов

Таким образом, создание продуктов нового поколения из альтернативных видов молока, в том числе с включением компонентов растительного происхождения, является одним из самых перспективных направлений для молочной индустрии.

22.png

В настоящее время индустрия ЗГМ страдает от отсутствия системного подхода на государственном уровне. Несмотря на то, что детское питание играет огромную роль в поддержании здоровья подрастающего поколения, данная категория на протяжении многих лет остаётся без внимания государства: индустрия нуждается не только в реализации программ по развитию и поддержки отечественных предприятий, но и в принятии ряда нормативных документов в части детского питания.

По этой причине, деятельность НИИ детского питания — краеугольный камень в процессе становления и успешного функционирования индустрии. Вот уже 30 лет организация занимается не только техническими, методологическими и нормативными вопросами, обеспечивая безопасность продукции, но и ведет активную научную деятельность, разрабатывая инновационные технологии и рецептуры, тем самым закладывая основы будущего развития сегмента детского питания на молочном рынке.

Источник

Оставляйте комментарии, высказывайте свое мнение. Следите за новостями. Подписывайтесь на email-рассылку на еженедельный "Вестник индустрии детских товаров" и получайте самое важное о бизнесе в удобном формате! Делитесь своими новостями и размещайте рекламу на наших ресурсах.