13:30, 15 декабря 2020
В 2015-2019 гг в структуре продаж канцтоваров наибольшую долю занимали самокопировальные бланки – в среднем 30,4% от суммарного показателя. На втором месте – пластмассовые канцелярские принадлежности, удельный вес которых составлял порядка 24,4% от совокупных продаж. Третье место принадлежало ручкам, на долю которых приходилось в среднем 16,3% от объема реализации канцелярских товаров в 2015-2019 гг. Отметим, что практически все самокопировальные бланки и пластмассовые канцтовары, предложенные к продаже на российском рынке, отечественного производства – в рассматриваемое пятилетие доля импорта от их выпуска составляла в среднем 0,1% и 2,5% соответственно. При этом практически все ручки, реализуемые на рынке, импортные – так, в 2019 г в Россию было ввезено почти 1,20 млрд ручек при уровне отечественного производства 0,06 млрд шт.
По прогнозам, в 2020 г новый виток кризиса приведет к сокращению продаж канцтоваров в России на 9,1%. Дополнительным фактором снижения станет пандемия коронавируса и связанные с ней карантинные меры. В период карантина все книжные магазины и часть розницы, торгующие канцелярскими товарами, были закрыты. После небольшого подъема рынка летом 2020 г (подготовка к учебному году) вторая волна пандемии коронавируса ухудшила ситуацию: часть школьников, студентов и офисных работников были снова переведены на удаленный режим обучения и работы.
В 2021 г продажи канцелярских принадлежностей отыграют чуть меньше половины своего падения, в 2022-2024 гг будут расти умеренными темпами – на 1,1-2,9% в год. В результате в 2024 г в России будет реализовано 7,20 млрд шт продукции, что всего на 1,0% выше уровня 2019 г. Сдерживать рост продаж будет сокращение численности россиян и медленные темпы восстановления уровня реальных доходов покупателей.