10:05, 5 марта 2019
Рынок сертификации в России находится в стадии активной трансформации. Наряду с реформированием законодательной базы, вступлением в силу новых редакций законов «О техническом регулировании», «О стандартизации в Российской Федерации», «Об аккредитации», проводится и другая работа. В частности, Росаккредитация за последние годы вывела с рынка десятки фирм-однодневок, которые предлагали не соответствующие стандартам услуги по сертификации и испытаниям продукции.
Активные действия со стороны законодательных органов способствуют выстраиванию более профессионального состава участников рынка сертификации, однако в настоящее время на рынке продолжают действовать тысячи компаний, предоставляющих не качественные услуги.
Участникам рынка детских товаров и услуг следует быть особо внимательными при выборе контрагента по сертификации. На кону стоит здоровье детей и безусловно это важнейшая составляющая для всего государства.
Компании, планирующие получить сертификаты на детские товары, должны понимать последствия взаимодействия с не аккредитованным органом. Следствием будет являться не только отмена сертификата, а также и возможный отзыв продукции, что повлечет значительные финансовые и имиджевые потери на рынке.
Юристы компании «Кирюхин и Партнеры» (Прим. ред.: Компания "Кирюхин и Партнеры" является участником АИДТ) рассказали как предприятию провести первичный аудит сертификатов/деклараций и предупредить возникновение рисков. Данные методические рекомендации включают порядок действий, который фирма должна соблюдать при выборе органа по сертификации либо контрагента при декларировании соответствия:
Необходимо проверить действительно ли выбранный орган по сертификации аккредитован, для этого нужно осуществить проверку сведений об органе по сертификации в онлайн-реестре на сайте Росаккредитации. Далее проверить наличие в области аккредитации органа указания на соответствующие ТР ТС и коды ТН ВЭД ЕАЭС
При оформлении заявки в орган по сертификации нужно уделить внимание указанию подробной информации по компании-заявителю; к заявке должен быть приложен полный пакет документов компании, включающий копии свидетельств ИНН, ОГРН; документ, по которому изготавливаются товары (стандарт, технические условия, стандарт организации); цветное изображение типовых образцов товар; описание типовых образцов; сведения о сырье, материалах и комплектующих изделиях, маркировка продукции.
Заключить договор с органом по сертификации.
Этап отбора образцов должен быть осуществлен уполномоченной организацией (органом по сертификации или по его поручению аккредитованной испытательной лабораторией) с обязательным составлением акта; заявитель не осуществляет отбор образцов.
Проведение испытаний образцов в аккредитованной испытательной лаборатории (центре) производится представителем органа по сертификации самостоятельно. Заявитель может дополнительно проверить область аккредитации испытательного центра на предмет наличия в области указания на соответствующие ТР ТС и стандарты на сайте Росаккредитации.
Анализ состояния производства осуществляется представителем органа по сертификации самостоятельно и результаты оформляются актом.
Комплект документов по результатам взаимодействия с органом по сертификации должен включать акт отбора образцов, протоколы испытаний, акт анализа производства, сертификат соответствия и иные документы, предусмотренные соответствующим техническим регламентом.
Как выбрать контрагента при подтверждении соответствия продукции в форме декларирования соответствия?
Необходимо удостовериться, что контрагент, предлагающий услуги по сертификации аккредитован (проверить в онлайн-реестре на сайте Росаккредитации);
Подача заявки в орган по сертификации должна быть осуществлена с указанием наименования и адреса заявителя, наименования и адреса изготовителя, перечня продукции.
К заявке обычно прилагаются: копии свидетельств ИНН, ОГРН; сведения о сырье, материалах и комплектующих изделиях; копия контракта. В случае декларирования на основании собственных доказательств: техническая документация, результаты собственных исследований (испытаний) и измерений.
При проведении испытаний с участием третьей стороны необходимо проверить лабораторию на сайте Росаккредитации, затем испытания должны быть проведены выбранной аккредитованной испытательной лабораторией (центре) либо представителем органа по сертификации самостоятельно.
По результатам проведенных испытаний должен быть сформирован комплект документов, включающий акт отбора образцов, протоколы испытаний, подписанную заявителем декларацию соответствия.
Указанный в методических рекомендациях порядок действий при выборе органов по сертификации и контрагентов при подтверждении соответствия продукции, позволит участникам рынка застраховать себя от нежелательных рисков и последствий, включающих как финансовые убытки от приостановления продаж товара и изъятия продукции из обращения, так и ущерба имиджу бренда.
В России планируется ввести так называемый технологический сбор. Собранные средства будут направляться на поддержку той отрасли, к которой эти товары относятся.
Законопроектом предусмотрено, что плательщиками нового сбора станут как импортеры соответствующих товаров, так и отечественные производители вне зависимости от степени локализации. При этом производители с высокой степенью локализации смогут претендовать на отраслевые меры поддержки.
По информации Ведомостей, сбор будет введен только в отношении товарных категорий, в который низкая доля отечественных производителей. Правительство будет утверждать перечень таких категорий поэтапно: на первых этапах сбор коснется только готовой продукции, однако в последующие годы список расширится.
Предполагается, что размер сбора будет рассчитываться для каждого наименования отдельно с учетом стоимости товара. Средняя ставка будет сформирована таким образом, чтобы не создавать значительной нагрузки на производителей и импортеров.
Если закон примут, он начнет действовать 1 сентября 2026 года — чуть меньше года есть на подготовку. Администратором сбора будет Минпромторг, а оператора выберет Правительство.
В первую очередь сбор распространят на радиоэлектронную промышленность и микроэлектронику.
Что это значит для отрасли?
Суть механизма в том, что технологический сбор, взимаемый с конкретной товарной группы, возвращается на развитие именно той отрасли, к которой эти товары относятся.
Так сборы с радио- и микроэлектронных компонентов пойдут на поддержку радио- и микроэлектронной промышленности (создание собственной компонентной базы, освоение серийного производства и т.п.), развитие которой позволяет снижать зависимость от импорта, повышать конкурентоспособность на внутреннем рынке, стимулировать инновации.
В связи с этим предлагаем обсудить — считаете ли вы целесообразным ввести аналогичный технологический сбор на детские товары, включая развивающее оборудование, учебные лаборатории, образовательные тренажеры, спортивный инвентарь, робототехнику и пр., чтобы направлять собранные средства на поддержку отечественных производителей детской продукции? Приглашаем представителей отрасли, экспертов и производителей к открытому обсуждению — направьте свои предложения и замечания на электронный адрес support@acgi.ru
Источник: vedomosti.ru
• Еженедельный «Вестник индустрии детских товаров» — получайте ключевые бизнес-новости в удобной рассылке
Подписывайтесь на наши каналы и будьте в курсе главных новостей индустрии детских товаров!
• Телеграм-канал — оперативные новости и эксклюзивные материалы
• Телеграм-канал «Учпром-2025» — канал о промышленности учебного оборудования и средствах обучения
• ВКонтакте — профессиональное сообщество и обмен опытом предприятий в сфере разработки, производства и торговли детских товаров
• ВКонтакте — «УЧПРОМ». Новости учебной промышленности
• ВКонтакте — группа Национальной премии «Золотой медвежонок»
Присоединяйтесь к диалогу и станьте частью профессионального сообщества индустрии детских товаров!