8 (499) 519-02-81
Москва, Ленинский пр., дом 9

Техническое регулирование vs технические барьеры

15:26, 6 декабря 2019

Техническое регулирование vs технические барьеры
15930

Задачи самим себе -- так, пожалуй, можно охарактеризовать пафос и стиль работы представителей индустрии детских товаров на международной практической конференции «Техническое регулирование в индустрии детских товаров: интеграция в глобальный рынок и возможности на рынках ЕАЭС», организованной Ассоциацией при поддержке Минпромторга России (Москва, 3—4 декабря 2019 года).

Залы конференции на два дня объединили участников рынка, экспертов, представителей исполнительной власти и регулирующих органов (Минпромторга, Минэкономразвития, ФТС, Росстандарта, Росаккредитации), органов сертификации, профильных НИИ. Цель -- обсудить и сформулировать условия, необходимые и достаточные для ведения безбарьерного бизнеса в России и за рубежом. Безопасность, стандартизация, сертификация, качество -- главные темы в контексте гармонизации российского и международного регуляторного поля в индустрии детских товаров.

Президент АИДТ, руководитель Технического комитета по стандартизации «Игрушки и товары для детей» при Росстандарте России (ТК 181) Антонина Цицулина, предлагая индустрии «оглянуться в будущее», обещала, что отсидеться в качестве слушателей на двухдневном большом отраслевом совещании в формате конференции не удастся.

Впрочем, градус заинтересованности производителей и поставщиков и цена вопроса техрегулирования столь высоки, что «отсидевшихся» не наблюдалось. 

Стейкхолдеры безопасного детства

«Техническое регулирование – обоюдоострый меч: и рынки открывает, и руки может поранить», -- обозначил двуединую сложность материи директор Департамента развития промышленности социально значимых товаров Минпромторга России Дмитрий Колобов.

Техрегулирование – «слуга всех господ»: и бизнеса, и конкретного ребенка, и его родителя, и экономики страны в целом. Задача сложная, но, как показывает работа АИДТ, выполнимая.

1200 предприятий -- отечественных организаций полного промышленного цикла, 15 отраслей промышленности и 30 млн российский детей – вот главные стейкхолдеры безопасного детства. Его залог в контексте рынка размером 800 млрд руб. – единое техрегулирование, стандартизация и оценка соответствия детских товаров.

27% -- такова доля на отечественном рынке отечественных же предприятий индустрии детских товаров, 70% из них -- это средний и малый бизнес. Есть куда расти. А чтобы расти, надо иметь возможность конкурировать на своем рынке, где большая часть товаров – импортные, и идти на рынки зарубежные.

Обнадеживающая динамика есть: по данным Минпромторга, рост индустрии детских товаров в первом полугодии 2019 года составил 2% (объем рынка в денежном выражении -- 388 млрд руб.), при этом отечественные предприятия росли быстрее рынка – плюс 7% за полугодие ( в итоге 95 млрд рублей). Наибольший рост показали одежда, обувь, детское творчество, игрушки и игры. Объем экспорта российских детских товаров составил $270 млн (объем мирового рынка товаров для детей по пяти основным направлениям в 2018 году оценивается $500 млрд). «Есть куда экспортировать и есть что предложить», -- резюмировал в ходе пленарной дискуссии конференции Дмитрий Колобов. 


«Вредные» вопросы

«Мы не можем завозить из-за рубежа и продавать ароматизированные игрушки, а в Европе их производят многие компании: игровая суть – в аромате. Ни один из этих товаров в России не проходит по органолептическим показателям! Нам приходится отказываться, а нелегальные импортеры завозят», -- сетует Гарегин Ачарян, начальник управления «СТМ и импорт» ретейлера «Детский мир». Та же ситуация – с игрушками с вибрацией движения и звуковыми элементами, от которых самой крупной «игрушечной» сети порой приходится отказываться.

Или вот дилемма: в пакете или без ставить игрушку на полку? С одной стороны, покупателю надо рассмотреть и пощупать (как же без тактильных ощущений!); с другой, кукла в нарядном платье может испачкаться, а большая мягкая игрушка без пакета – отъявленный пылесборник; с третьей -- вид полки с игрушками в целлофане оставляет желать лучшего. Практики -- за разумный компромисс: доставлять игрушки в целлофане или картоне, а выкладывать на полку – без упаковки, руководствуясь удобством покупателя.

Погремушка во рту младенца – можно ли ее окрасить в яркий привлекательный цвет? Можно, если такое поверхностное окрашивание не вредит здоровью. «Я бы не хотела, чтобы мои внуки несли в рот химически небезопасные предметы», -- делится личным Надежда Журина, практикующий эксперт рынка, генеральный директор компании «Новые технологии». Большинство экспертов за то, чтобы в поверхностном окрашивании использовались пищевые красители.

Рассогласование в российских и международных требованиях к детской продукции приводит к тому, что «ИКЕА» специально для России производит отдельную линейку мебели по нашим стандартам. А наши производители, например ГК «Тополь», выделяют в ассортименте экспортные линейки товаров, «настроенные» на директивы ЕАЭС.

Примеры можно множить. Как говорит руководитель органа по сертификации АО «Ростест» Нина Мощенская, лишь 6% перечня методов исследований гармонизированы с ЕАЭС. Нет сходимости результатов при разных методах, результаты различаются в разы -- жалуются представители старейших российских предприятий, выпускающих краски на водной основе и пластилин (ярославский «Луч», московская «Гамма). По их мнению, поддержанному ведущим научным сотрудником НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Натальей Барсуковой, при сертификации этих товаров надо изменить среду контроля – с воды на воздух. Тогда и экспорт детских товаров для творчества будет легче увеличить.

Конструктивный ответ

На «вредные» вопросы от игроков рынка Ассоциация нашла ответ: подготовила для регулятора сводные предложения «экспертного актива» -- рожденные, обсужденные, сформулированные, сведенные в единый документ и представленные общественности на конференции по техническому регулированию 3—4 декабря с.г. (Предложения участников рынка на днях появятся в «Вестнике ИДТ» -- следите за публикациями, почаще заходите на сайт ассоциации).

«Конференция поставила задач на месяц работы. Необходимо организовать открытую информационную политику, чтобы бизнес вовлечь в нормотворчество», -- оценил работу генеральный директор АО «Ростест» Алексей Медников.

«Эта работа, после конференции, на год, -- «скорретировал» сроки заместитель министра экономического развития РФ, руководитель Росаккредитации Алексей Херсонцев. -- Ассоциация индустрии предприятий детских товаров и ее глава Антонина Цицулина – редкий пример проактивной постановки вопросов. В нашем министерстве мы формируем инструменты для учета мнения бизнеса в регуляторной политике. Скажем, никто раньше не приходил от рынка с предложением о подготовке реестра разрешенных и запрещенных химических веществ – правильная, особенно важная для индустрии детских товаров, тема. Наша цель – сформировать инфраструктуру доверия».

Первый барьер должен быть на границе

-- в этом суть работы Таможенной службы. «Обращайте внимание на то, где и как вы получаете разрешительные и сертификационные документы, и никаких проблем не будет, -- советовал на конференции Евгений Егоров, замначальника управления торговых ограничений, валютного и экспортного контроля ФТС России. – Мы не собираемся никому ставить палки в колеса». По данным ФТС, 53% (1262 тыс.) детских товаров поступили на таможню с разрешительными документами, остальные 47% -- без них. При этом 90% разрешительных документов подтверждают безопасность ввозимых товаров. Евгений Егоров подчеркнул, что благодаря усилиям ФТС России контрафактной детской продукции становится меньше: в 2018 было выявлено 801 тыс. единиц, а за восемь месяцев текущего года – немногим больше 270 тыс. единиц. Так что прогноз благоприятный.

«Оглядываясь в будущее»

Можно прогнозировать, что перспектива техрегулирования – это диджитализация детского продукта, интернет-торговля, трансграничная торговля. «Нам предстоит убедить государство в необходимости введения мер поддержки наших предприятий при введении цифровой маркировки, -- говорит президент АИДТ Антонина Цицулина. -- Помогая бизнесу решать задачи техрегулирования, мы делаем правое поле индустрии все более детоцентристским».

А как надо? как разобраться? как избежать ошибок? – для ответов на эти вопросы техрегулирования АИДТ учреждает «Чистый четверг»: в каждый четвертый четверг месяца, в 4 часа пополудни, в 2020 году будут проходить вебинары для предприятий индустрии детских товаров.

Наталия Кий


Следите за новостями. Подписывайтесь на email-рассылку на еженедельный "Вестник индустрии детских товаров" и получайте самое важное о бизнесе в удобном формате! Делитесь своими новостями, высказывайте свое мнение и размещайте рекламу на наших ресурсах.