Сбербанк и «Платформа ОФД» (оператор фискальных данных) проанализировали, как за период с апреля по середину мая, в сравнении год к году, изменились показатели продаж в основных сферах розничной торговли и общественного питания.
Итоги анализа коротко:
· В апреле и мае лидером по приросту объема продаж стала сфера товаров для строительства и хозяйства.
· Падение оборотов ресторанов и фастфуда остановила продажа в онлайне и «на вынос», потому в масштабах всей страны ситуация не выглядит драматичной
· Несмотря на эффект реализации «отложенного спроса» после ослабления режима ограничений в мае, тенденция активного оживления бизнеса очевидна. Быстрая перестройка торговых предприятий к новым условиям обеспечивается высоким технологичным уровнем отрасли торговли
Как сообщает Сбербанк, аналитики компаний использовали агрегированную обезличенную информацию кассовых чеков, поступающих в адрес «Платформы ОФД» с 900 тыс. кассовых аппаратов по всей России (ежедневно обрабатывается по 40 млн чеков). Сравнивали данные за апрель и 1--15 мая 2020 и 2019 гг. В выборку попала информация об официальных продажах, т.е. зафиксированная кассовыми аппаратами и поступившая в адрес ОФД.
Исследование показало следующие изменения среднего чека покупок и объемов продаж (в денежном выражении) в различных сегментах бизнеса.
Сравнение апреля 2020 г. с аналогичным периодом 2019 г.:
· Товары для строительства и хозяйства – объем продаж вырос на 68%, средний чек составил 4386 руб (на 56% выше, чем в прошлом году).
· Продуктовые супермаркеты – объем продаж увеличился на 7%, средний чек составил 531 руб (на 40% выше, чем в прошлом году).
· Магазины у дома – объем продаж вырос на 4%, средний чек составил 371 руб (на 24% выше, чем в прошлом году).
· Электроника и гаджеты – объем продаж вырос на 2%, средний чек составил 6698 руб (на 41% выше, чем в прошлом году).
· Одежда и обувь – объем продаж снизился на 12%, средний чек составил 3419 руб (на 70% выше, чем в прошлом году).
· Рестораны – объем продаж упал на 53%, средний чек составил 724 руб (на 16% ниже, чем в прошлом году).
· Фастфуд – объем продаж упал на 42%, средний чек составил 171 руб (на 8% выше, чем в прошлом году)
Сравнение 1-15 мая 2020 г. с аналогичным периодом 2019 г.:
· Товары для строительства и хозяйства – объем продаж вырос на 38%, средний чек составил 3779 руб (на 44% выше, чем в прошлом году).
· Продуктовые супермаркеты – объем продаж вырос на 7%, средний чек составил 505 руб (на 29% выше, чем в прошлом году).
· Магазины у дома – объем продаж вырос на 6%, средний чек составил 364 руб (на 19% выше, чем в прошлом году).
· Электроника и гаджеты – объем продаж вырос на 22%, средний чек составил 6400 руб (на 37% выше, чем в прошлом году).
· Одежда и обувь – объем продаж вырос на 6%, средний чек составил 2736 руб (на 68% выше, чем в прошлом году).
· Рестораны – объем продаж снизился на 51%, средний чек составил 692 руб (на 18% меньше, чем в прошлом году).
· Фастфуд – объем продаж снизился на 28%, средний чек составил 170 руб (на 4% выше, чем в прошлом году).
Таким образом, в апреле--мае активнее всего рос объем продаж в секторе товаров хозяйственного назначения. Стабильные показатели роста товарооборота у продуктовой розницы. Заметнее всего продажа упала в сегменте ресторанов и фастфуда, однако благодаря ориентации на онлайн и продажу «на вынос» в масштабах всей страны ситуация оказалась не такой драматичной, как прогнозировалось ранее. В мае во всех рассматриваемых сегментах темп рост среднего чека покупки, в сравнении с апрелем, замедлился.
Сфера розничной торговли и общепита, испытавшая серьезное снижение продаж в первой половине апреля, продолжила адаптироваться к новым условиям и к концу месяца уже начала восстанавливаться в объемах продаж. Первая половина мая подтверждает тенденцию к оживлению бизнеса, несмотря на эффект реализации «отложенного спроса» после ослабления режима ограничений.
Быстрая перестройка торговых предприятий к изменившимся потребностям покупателя и правилам торговли во многом обеспечивается высоким технологичным уровнем сегментов бизнеса. В арсенале предпринимателей сегодня сервисы и инструменты от банков, операторов фискальных данных, поставщиков профильного оборудования и программного обеспечения.