8 (499) 519-02-81
Москва, Ленинский пр., дом 9

Тренды рынка: книжные издательства хотят производить и продавать детские игрушки

12:36, 21 мая 2024

Тренды рынка: книжные издательства хотят производить и продавать детские игрушки
6440

Российские издатели планируют выйти на рынок производства и продаж игрушек для детей. «Коммерсант» рассказал, кто из книжных игроков хочет диверсифицировать бизнес и попытаться освоить новые сегменты рынка.

По данным Ассоциации предприятий индустрии детских товаров, продажи игр и игрушек в России в 2023 году увеличились на 9% — до 218 млрд руб. Среди издательств продажей игрушек по лицензии уже занимается «Росмэн» (член Ассоциации «АИДТ»), которое реализует в России кукол брендов L.O.L. Surprise!, Bratz, Rainbow High, Baby Born американской MGA Entertainment. В 2022 году у «Росмэна» около 80% выручки приходилось на продажи игрушек, остальные 20% — на книги. В этом году производством и продажей игрушек займутся еще несколько игроков издательского бизнеса — АСТ, «Альпина» и «Просвещение». Вот что они планируют сделать.

Главными на рынке детских игрушек среди издательств всегда были «Росмэн» и «Лабиринт». «Скорее всего, АСТ и "Альпина" хотят повторить их успех», — отмечает издатель Федор Еремеев (проект «Фабрика комиксов»). Для «Лабиринта», говорит он, детские игрушки — значительная часть бизнеса. Господин Еремеев оценивает долю направления в выручке компании в 65–70%.

Чем планирует заняться издательство АСТ. Издатель планирует заняться выпуском товаров для девочек — кукол, ролевых наборов, плюшевых игрушек — в рамках своего бренда Neo Stars, рассказывает директор департамента игрушек в издательстве. Разработка этих персонажей началась еще в 2022 году — с ними были выпущены первые детские товары для творчества. Затем в 2023 году АСТ решила запустить мультсериал с персонажами. Потому что идея создания собственной торговой марки товаров для хобби и творчества переросла в идею создания бренда товаров для девочек — товарную группу пришлось расширять.

В Издательстве планируют выпускать кукол на замену продукции покинувшей Россию компании Mattel (владеет брендами Barbie и Monster High). Профильным каналом дистрибуции станет сеть «Детский мир», новые товары планируется реализовывать и через маркетплейсы.

В АСТ не раскрывают инвестиции в проект, но полагают, что текущая ситуация на рынке после ухода с него компании Mattel «позволит достаточно быстро окупить вложения». Эксперт на медиарынке оценивает инвестиции на уровне от 400 млн рублей, уточняя, что «все зависит от производителя товаров».

Саму Mattel, признают в АСТ, полностью заменить пока некому, но выражают надежду, что у лицензии «Сказочный патруль» (продает «Ноль плюс медиа», член АИДТ) еще может быть новый виток развития. Напомним, что компания 0+ Media помимо «Сказочного патруля» занимается реализацией лицензионных прав на анимационные сериалы «Ми-ми-мишки», «Бумажки», «Волшебный фонарь» «Аркадий Паровозов», и «Лео и Тиг».

Как издательство «Альпина» планирует выйти на рынок детских игрушек. Издатель рассчитывает в четвертом квартале 2024 года запустить серию научно-художественных энциклопедий для детей от 5 до 10 лет. А главные персонажи серии будут представлены также в виде мягких игрушек, детской одежды и канцтоваров, рассказала основатель и главный редактор детского направления компании Лана Богомаз. По ее словам, сейчас «Альпина» ведет переговоры с производителями мягких игрушек как на территории России, так и в Китае. Также в планах компании — запуск товаров с изображениями персонажа Конни из серии книг «Лучший друг — Конни».

Эксперты признают необходимость новых источников доходов для издателей, но считают более эффективным заключение лицензионных договоров с профильными брендами, а не развитие своих. Издательства хотят предоставить рынку замену Mattel, но развитие последней было уникальным: «компания сначала запустила товары, а потом уже подтянула к ним медиаконтент — журналы, мультсериалы и так далее, а не наоборот», — говорит эксперт одного из издательств. «В целом можно сказать о диверсификации бизнеса издательских домов. Логично, что компании экспериментируют с новыми направлениями, дополняющими основной ассортимент», — отмечает он.

Кроме того, выход на рынок детских товаров рассматривает еще одно крупное издательство — «Просвещение» (также действующий член Ассоциации). АИДТ внимательно следит за развитием рынка детской литературы. В ближайшее время мы опубликуем рэнкинг лидеров среди детских издательств.

Источник: «Коммерсант» 

Оставляйте комментарии, высказывайте свое мнение. Следите за новостями. Подписывайтесь на email-рассылку на еженедельный «Вестник индустрии детских товаров» и получайте самое важное о бизнесе в удобном формате! Делитесь своими новостями и размещайте рекламу на наших ресурсах. Подписывайтесь на наш Телеграм-канал и страницу ВКонтакте