8 (499) 519-02-81
Москва, Ленинский пр., дом 9

У изобретателей калькулятора, батута и азбуки Брайля — профессиональный праздник

11:02, 17 января 2020

17 января во всем мире отмечается День детских изобретений. Именно благодаря юным умам у нас есть калькулятор, батут и азбука Брайля. Современные дети увлечены техникой и программированием, поэтому каждый год более 500 тысяч ребят придумывают различные гаджеты и игры, создают и модифицируют роботов и технику. Особое место среди инноваций стало отводиться социально ориентированным изобретениям, которые облегчают жизнь человека с инвалидностью, помогают диагностировать заболевания или решать экологические проблемы.

Детские технопарки, центры научно-технического творчества, «кванториумы» — здесь учат геоинформатике, авиамоделированию, дизайну и многому другому. Так, в Москве более 60 тысяч человек проходят обучение по 29 направлениям, среди которых «Нейротехнологии», «Летательные аппараты», «3D-моделирование и прототипирование», «3D-визуализация и компьютерная анимация».

В образовательном центре «Сириус» в работе проектной школы «Я меняю мир» осенью 2019 года приняли участие ребята 12 — 17 лет из разных городов России. Школьники предложили восемь патентоспособных технических решений: мяч для спасения на воде, устройство «Assistan travel» для безопасного движения слепых, складная пластиковая бутылка, комплексная автоматизированная система пропуска и фиксирования перемещений людей на территории организации, игрушка «Хут-Хут», неваляшка «Кот-охотник», игрушка-неваляшка «Солнечная система». Ребята смогут оформить патент на свои придумки и получить статус изобретателей ещё в школьном возрасте.

Недетская польза от детских изобретений

  • В помощь слепым

Комплекс устройств, помогающий слепым людям, «Bat-1» придумал 16-летний Валерий Ильин. В него входят насадка на обувь и очки. Внутри комплекса — датчики и вибромоторы. Первые «замечают» препятствие, вторые — «сообщают» о нём человеку. Чем ближе препятствие, тем сильнее вибросигнал.

  • Беспилотник для армии и МЧС

«Беспилотный летательный аппарат (БПЛА)» — изобретение 16-летнего Владислава Кожухова. По мнению военных, «Беспилотный летательный аппарат» ростовского изобретателя привлекателен тем, что удобен в управлении и способен выполнять боевые задачи почти круглые сутки. Беспилотник работает на солнечной энергии — в него вмонтирована современная электронная деталь, которая преобразовывает солнечные лучи в энергию, благодаря чему увеличивается и дальность, и продолжительность полёта.

  • Домофон-оповеститель

Девятиклассник Морского технического лицея Михаил Вульф придумал новую систему безопасности. По его задумке, в домофон встраиваются небольшие приёмники. Все они будут настроены на определённую частоту. При возникновении чрезвычайной ситуации по этой частоте будут передаваться инструкции о том, как вести себя жителям дома в той или иной ситуации.

  • Хранитель информации

Digital Sandwich изобрели десятиклассники из физико-математического лицея Никита Чернядев, Илья Данилов и Антон Зарубин. Новый носитель информации представляет собой оргстекло. На него лазером, выжигая структуры с зашифрованными двоичными комбинациями, наносится информация. На 1 кв. см оргстекла поместится до 46,3 Гб информации, а на пластине размером с лист формата А4 — до 28 ТБ.

С детского сада

Обучающие игрушки входят в жизнь ребенка еще в раннем возрасте. Конструкторы, головоломки, бизиборды – малыш учится самостоятельно решать трудные задачки, порой, непредсказуемыми способами. Эти первые открытия формируют у ребенка не только фантазию, но и тягу к дальнейшему познанию мира. От того так важно на раннем этапе жизни окружить малыша познавательной средой. Именно эту задачу решает один из производителей детских игрушек, член Ассоциации предприятий индустрии детских товаров России (АИДТ) – компания «Умничка». В арсенале фирмы: мозаики, кубики, строительные наборы, обучающие игрушки, пазлы, наборы для творчества. 

О том, как вовлечь ребенка в образовательный процесс и раскрыть его потенциал, рассказал коммерческий директор компании «Умничка» Дмитрий Вотинцев:

Dmitrij_votincev — Использование развивающего оборудования в раннем возрасте, на мой взгляд, является определяющим в становлении таких базовых качеств у ребенка, как изобретательство, неординарность мышления, интерес к решению творческих задач.Малыши решают логические задачи в игровой форме, и, как следствие, у них появляется желание применять полученные навыки в жизни. Наше развивающее оборудование является инициатором интереса к освоению новых знаний. Наиболее популярными у педагогов и родителей стали наши интерактивные комплексы, дидактические столы и бизиборды. При разработке игр, по моему мнению, стоит ориентироваться на сегодняшние реалии: продукт должен быть технологичным, многофункциональным и качественным.

Тренажер для юных изобретателей

С прошлого века самой популярной головоломкой остаётся кубик Рубика. Известно, что Эрно Рубик задумал кубик лишь как наглядное пособие для своих студентов – будущих дизайнеров. Многие из них имели до этого слабое представление о пространственной геометрии, и кубик должен был помочь им в изучении пространственных объектов. По словам Ирины Новичковой, изобретателя, руководителя предприятия «Планета Головоломок», сегодня это наглядное пособие служит также для демонстрации виртуозного владения пространственным воображением и логическим мышлением – некоторые школьники играючи собирают кубик Рубика за 10 — 15 секунд. В конструирование головоломок семейства кубика Рубика внесли свой вклад и российские дети-изобретатели — об этом рассказала Ирина Новичкова:

— Принцип перемещаемых сегментов вошел в основу Кубика Макарова, который придумал более 30 лет назад девятиклассник Сережа Макаров. В наши дни это семейство головоломок развивается наиболее бурно, что связано с прорывными достижениями в области технологий 3-D печати, позволяющими реализовать любые сложные детали головоломок. Мировое признание получили разработки российских дизайнеров Олега Гладилина, Тимура Евбатурова, Евгения Григорьева, предложившими свои варианты головоломок семейства кубика Рубика. С какого возраста давать ребёнку кубик Рубика – этот вопрос дискуссионный. Опубликовано множество алгоритмов сборки кубика, и для начинающих, и для продвинутых спидкуберов. Я не педагог, но всё-таки решусь высказать своё мнение – пробовать обучать собирать кубик Рубика можно уже с младших классов школы. Для детей дошкольного возраста разработано и существует на рынке большое число игр-головоломок, многие из которых также по сути являются наглядными моделями для демонстрации достаточно сложных математических понятий.

Современные Рубики

Благодатная почва для детских открытий — «игры для ума», иными словами — головоломки. Проектированием жизненных кризисных моментов называет головоломки Владимир Красноухов — кандидат технических наук, автор более 100 развивающих игр и более 40 патентов на изобретения. Головоломки нашего соотечественника выпускают в США, Японии, Испании, Нидерландах. Мнением о детском изобретательстве мастер поделился с «Вестником индустрии детских товаров»:

— Наконец-то в нашей стране в массовом порядке стали возрождаться центры научно-технического творчества детей и юношества. Ведь то, чем занимаются наши дети сегодня, будет определять лицо нашей страны лет через двадцать. И нам, на родине Ломоносова, Циолковского и Королёва, сейчас остро нужны свои Эдисоны, Биллы Гейтсы и Рубики. Собственно говоря, энтузиасты педагоги-новаторы, обучающие детей теории и практике изобретательства, в наше стране были всегда. Изобретательство — по определению — является творческим процессом, приводящим к положительному эффекту и новому решению задач в различных областях человеческой деятельности. Таким образом, предполагается наличие высокого уровня необходимых базовых знаний, получаемых изобретателем в школе, в семье, в вузе. Без них изобретательство будет лишь «игрой в изобретательство». Различные разделы математики, физики, психологии – это совершенно необходимые инструменты современного успешного изобретателя. Передо мной «Указатель физических эффектов и явлений для использования при решении изобретательских задач». Этот перечень, выпущенный в 1973 году, насчитывает несколько сотен позиций. Естественно, за прошедшие полвека список этот многократно увеличился, и современному молодому изобретателю мы можем только по-доброму позавидовать.

По стопам Владимира Ивановича пошли и молодые таланты: Антон Навернюк в 10 лет получил свой первый патент на изобретение «Конструктор «АНТазия», его 14-летняя сестра Анастасия Навернюк стала автором «Конструктора игр». Александра Иванова в 12 лет запатентовала «Конструктор одежды», одиннадцатилетние Александр Бобрун и Иван Шаппо изобрели игровой конструктор КВИС, а девятилетние авторы Настя Астапчук и Аня Ефимова разработали настольную пальчиковую игру «Паучки». Это не единственные достижения ребят Мастерской под руководством педагога Анжелики Навернюк.

От игры — к изобретениям

Идею увлечь ребенка изобретательством через игру развил создатель развивающих игр Виктор Кайе. За его плечами 40-летний опыт изобретательской, внедренческой, педагогической и просветительской деятельности. А фамилия автора стала брендом его предметно-игровых систем – «Соты Кайе», «Радуга Кайе», «Кубики Кайе — 9,27» и «СтройКайе». Свои методики интеллектуальных занятий с применением изобретений, алгоритм их создания и некоторые открытия Виктор Кайе изложил в методическом пособии «Конструирование и экспериментирование с детьми 5 — 8 лет». За 11 лет книга разошлась тиражом в 25 тыс. экземпляров. Виктор Кайе рассказал, как он работает с детьми:

— По моему мнению, детское изобретательство необходимо!  Свой опыт я передаю детям непосредственно в детских садах и школах, организуя игротеки и интеллектуальные занятия. В начале ребятам предлагается самим подумать, как сконструировать космический корабль или плавающую модель танка. Затем я демонстрирую детям уже готовое изделие и объясняю, как его сделать.  Всё это способствует развитию креативного мышления, любознательности, воображения, творческой активности, а в итоге – детскому изобретательству.

Детский гейм-девелопмент

Площадкой для раскрытия потенциала юных изобретателей стала олимпиада Кружкового движения Национальной технологической инициативы. Она проводится ежегодно для школьников и студентов по нескольким направлениям, среди которых: «Интеллектуальные робототехнические системы», «Искусственный интеллект», «Геномное редактирование», «Урабнистика». А в уже в этом году в рамках олимпиады ребята смогут создавать собственные компьютерные игры.

К слову, успешный пример гейм-девелопмента — игра «Земля-СИ». Ее создали студенты кафедры «Научная коммуникация» Санкт-петербургского университета информационных технологий, механики и оптики. По легенде в 2389 году землян ожидает ледниковый период и человечеству предстоит спастись на новой планете. Метрологическую игру планируют представить в образовательном центре для одаренных детей «Сириус».

Надо помнить, что любой ребёнок — фантазёр и выдумщик. Юных изобретателей в России — тысячи. Поддержать их фантазии, превратив выдумку в настоящее изобретение, — вот в чём задача взрослых.

Ангелина Евстафеева


Следите за новостями. Подписывайтесь на email-рассылку на еженедельный "Вестник индустрии детских товаров" и получайте самое важное о бизнесе в удобном формате! Делитесь своими новостями, высказывайте свое мнение и размещайте рекламу на наших ресурсах.