16:26, 26 февраля 2020
Рынок товаров повседневного спроса, включая фармпрепараты, вырос в 2019 году на 6,6% в стоимостном выражении. В большом плюсе жесткие дискаунтеры, e-commerce, специализированные магазины; в минусе – традиционная торговля и парфюмерия. Согласно исследованию GfK, на покупательский выбор влияют удобство и осознанное потребление.
Где покупают чаще?
Среди каналов торговли уверенный темп роста (в стоимостном выражении), набрали жесткие дискаунтеры (49%), e-Commerce (+43%), специализированные продуктовые магазины (+23%). Причем интернет-магазины и дисконты переманивают аудиторию гипермаркетов. По итогам 2019 года 40% российских покупателей имеют опыт покупки товаров повседневного спроса через Интернет.
«Ключевым фактором, влияющим на покупательский выбор места покупки, является удобство, а цена стала гигиеническим фактором и «работает» на выбор магазина, только если это гарантия низких цен каждый день. Все эти изменения кардинально влияют на перспективы развития каналов торговли», – рассказал Сергей Яшко, коммерческий директор бизнес-подразделений «Потребительская панель» и «Медиа-исследования» компании GfK Rus.
Внимание покупательской аудитории завоёвывают и специализированные магазины: молочных продуктов, мяса, алкоголя, хлеба и т.п. Так, формируется целенаправленный вектор покупок, люди готовы посещать несколько магазинов, исходя из разнообразных потребностей.
Что касается парфюмерии и косметики, то рынок «декоративки» продолжает сокращаться в деньгах и штуках. Это связано с трендом на упрощение и осознанное потребление — для поддержания естественной красоты требуется меньше средств. Канал дрогери-парфюмерии показал снижение на 1,5% по итогам 2019 года.
Тенденции развития FMCG-категорий
В прошлом году российские семьи тратили в среднем 14 630 руб. в месяц на товары повседневного спроса. Рост на 7-8% в стоимостном выражении показали все крупные секторы рынка. Самую низкую динамику (1%) показали лишь товары личной гигиены и косметики.
В натуральном выражении (реальное потребление) выросли фармацевтические товары и кондитерские изделия/снеки. Овощи, фрукты, рыба и хлеб, наоборот, показали спад спроса. Однако и в этом сегменте есть точки роста: в выигрыше бренды, сделавшие ставку на ЗОЖ, эко-тренд и модные ингредиенты. Так, хлеб чаще предпочитают витаминизированный, с добавлением фруктов/орехов, зелени и пряностей, фитнес-варианты. Развивается и сегмент полуфабрикатов – мяса или птицы, которые достаточно запечь.
По словам Алексея Горбатенко, руководителя группы управления проектами Advanced Business Solutions компании GfK Rus, потребитель предпочитает меньше времени тратить на готовку и приветствует удобные и быстрые решения, соответственно покупки готовой к употреблению еды, свежих полуфабрикатов в магазинах, посещение кафе и ресторанов, заказы в сервисах по доставке еды растут.
По данным исследования GfK Shopping Occasion Monitor 2019, у россиян, предпочитающих питаться вне дома, наибольшей популярностью пользуются fast-food рестораны (22% российских домохозяйств), пекарни / кондитерские (21%), кафе (12%), а также столовые / бистро, службы доставки еды.
Следите за новостями. Подписывайтесь на email-рассылку на еженедельный "Вестник индустрии детских товаров" и получайте самое важное о бизнесе в удобном формате! Делитесь своими новостями, высказывайте свое мнение и размещайте рекламу на наших ресурсах.