10:53, 11 июня 2020
Еще несколько месяцев назад аналитика рынка Nielsen говорила о том, что основным местом покупки товаров повседневного спроса у потребителей почти безоговорочно становятся магазины у дома. Динамика продаж в небольших супермаркетах размером до 1000 кв.метров тогда ускорилась почти вдвое и по итогам 2019 года составила 6,6% по сравнению с 3,4% годом ранее. А дискаунтеры, которые продолжают набирать особую популярность у потребителей за счет привлекательной ценовой политики и скидок, и вовсе оказались единственным каналом, в котором росли продажи всех категорий товаров, даже тех, которые показали снижение во всех других каналах. В них прирост продаж составлял 12,6% по сравнению с 2018 годом, тогда как средние темпы роста рынка FMCG колебались на уровне 4%.
Онлайн-торговля FMCG в свою очередь представляла динамично развивающийся, но небольшой сегмент рынка со своей спецификой продуктовой корзины — в нее как правило входили крупногабаритные, тяжелые продукты, которыми выгодно запастись впрок. Все изменила пандемия нового коронавируса, которая заставила экспертов пересмотреть свои прогнозы развития большинства рынков, не только FMCG.
Во время покупательского ажиотажа баланс сил временно сместился и рост продаж продемонстрировали все каналы, даже гипермаркеты, которые находились в отрицательной зоне на протяжении последних лет. Однако после преодоления рубежа пикового спроса офлайн-продажи замедлялись высокими темпами. Уже к середине апреля значения вернулись к привычному уровню: в дискаунтерах и супермаркетах рост составил 13%, а в гипермаркетах они сократились до -14%. В то же время динамика онлайн-продаж едва ли следовала за общим трендом, оставаясь на уровне, значительно превышающем среднегодовые темпы, в итоге закрепившись на уровне +92% по итогам года, оконченного апрелем 2020 (+50% в предыдущем году).
На протяжении нескольких недель марта и апреля спрос в онлайн-магазинах превышал предложение, но FMCG-ритейлерам удалось в короткие сроки стабилизировать ситуацию, вернувшись к доставке заказов на следующий день или день в день. Многие из них открыли новые склады, дополнительно наняли сотрудников, добавили новые функции в приложения заказа, что помогло частично компенсировать ситуацию снижения спроса на многие категории товаров в офлайне и привело к буму электронной торговли.
«Несмотря на трудности в первые недели непредсказуемо высокого спроса переключение на онлайн-покупки — пример того, что потребители способны в кратчайшие сроки адаптироваться к новым для себя способам совершения покупок, если их требования и предложения ритейлеров совпадают», — Александр Шуркаев, руководитель направления онлайн-торговли Nielsen Россия.
Потребители, многие из которых были вынуждены изолироваться от окружающих, столкнулись с новой реальностью, значительная часть которой по сей день происходит онлайн. Опрос потребителей Nielsen, проведённый в марте 2020 года показал, что сразу пятая часть (19%) респондентов начали чаще совершать онлайн-покупки товаров повседневного спроса. Причем растет не только число покупателей в онлайне — увеличивается и становится более разнообразной их корзина: так, кроме импульсных категорий, например, шоколадных батончиков или газировки, там все чаще появляются продукты для приготовления пищи (специи, соусы), которые раньше покупались в исключительно в офлайне.
Бум интернет-торговли, произошедший во многом по причине пандемии, интересен в том числе и с той точки зрения, что в ассортименте онлайн-магазинов чаще представлены премиальные бренды, поэтому средние цены в аналогичных категориях товаров в интернете отличаются в большую сторону. Но даже этот фактор оказался не способен затормозить высокие темпы роста онлайн-продаж. Так, среди наиболее быстрорастущих категорий товаров средние цены на развесные шоколадные конфеты в интернете оказались в 1,5 раза больше, чем в офлайне, что не помешало росту категории на 560% (указана динамика продаж в натуральном выражении в апреле 2020 по сравнению с апрелем 2019 года). Среди других товаров с наиболее высокими темпами роста онлайн-продаж оказались чипсы (в 1,3 раза дороже, чем в физическом магазине), шоколадные плитки (в 1,7 раз дороже), масло и маргарин (в 1,5 раза дороже), корм для кошек (в 2 раза дороже), масла (в 3,4 раза дороже) и множество других.
Инвестиции игроков рынка в канал онлайн-торговли позволяют заключить, что высокие темпы роста сохранятся в этом сегменте в ближайшем будущем, а тренд на переключение на интернет-шопинг продолжится. Если в офлайне рынок движется в сторону консолидации бизнеса на фоне сокращения доли традиционной торговли, то в онлайн-FMCG, напротив, регулярно появляются все новые игроки, даже те, для которых продовольственный ритейл не является приоритетным направлением. Они начинают расширять ассортиментную матрицу и добавлять товары повседневного спроса в ассортимент, превращаясь для потребителей в разноформатный маркетплейс, где можно купить и платье, и наушники, и молоко. Благодаря такому подходу у интернет-торговли есть все перспективы со временем стать полноценной альтернативой гипермаркетам, продажи в которых неуклонно снижаются, и занять органичную нишу в новом мире FMCG-ритейла.
Рынки по всему миру переживают перезагрузку из-за COVID-19: привычки покупателей и ситуации потребления меняются быстро, и анализ этих изменений и реагирование на них станет ключевым фактором успешных FMCG-игроков в ближайшей перспективе. После окончания периода самоизоляции рынок интернет-торговли FMCG закрепится на новом уровне, поэтому брендам важно использовать текущую ситуацию, чтобы окончательно сформировать лояльность тех потребителей, которые впервые воспользовались подобными сервисами, и обеспечить свою релевантность на рынке на годы вперёд.
*год с мая 2019 по апрель 2020 по сравнению с аналогичным периодом годом ранее, денежное выражение
Следите за новостями. Подписывайтесь на email-рассылку на еженедельный "Вестник индустрии детских товаров" и получайте самое важное о бизнесе в удобном формате! Делитесь своими новостями, высказывайте свое мнение и размещайте рекламу на наших ресурсах.