8 (499) 519-02-81
Москва, Ленинский пр., дом 9

«В индустрии для детства бьется пульс времени»

16:35, 20 февраля 2020

«В индустрии для детства бьется пульс времени»
9110

Так считает Маргарита Русецкая, доктор педагогических наук, профессор, ректор Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина, депутат Мосгордумы. В этом году она вошла в Экспертный совет Национальной премии в сфере товаров и услуг для детей «Золотой медвежонок».

– Маргарита Николаевна, участие в Экспертом совете, а по сути в жюри премии детских товаров – Вам зачем?

– Мы живем в мире без дефицита товаров и услуг, прежде всего для детей. Индустрия детских товаров – сегодня, пожалуй, самая благодатная сфера для развития производства и бизнеса. Взрослый человек может во многом себе отказать. А вот развитие ребенка, его здоровье и образование всегда в приоритете. И денег, и времени на детей у нас жалеть не принято. А как иначе?

Думаю, этим обстоятельством во многом объясняется успех Национальной премии «Золотой медвежонок»: нет ни одной семьи, где плоды индустрии для детей не были бы востребованы.

Сотрудничество с премией для меня интересно тем, что одна из профильных задач нашего института – сохранение и продвижение русского языка в мире, среди наших соотечественников. А это работа на стыке образования и воспитания, где востребованы продукты и разработки, поддерживающие интерес к языку. Это первое.

Второе. Моя новая ипостась законодателя в Московской городской думе обязывает искать и находить ниши, проблемы и лакуны, которые требуют решения и корректировки на региональном уровне и, при необходимости, выхода с инициативами на федеральный законодательный уровень. Последние полгода дети, родители, детсады и площадки – моя среда обитания.

Третье. Я как родитель, как мама имею свою личную позицию. У моих двоих сыновей большая разница в возрасте, и я вижу, что мир детства сейчас и двадцать лет назад – две разных планеты. Это радует и пугает. В этом безмерном разнообразии игрушек, вещей и идей непросто разобраться даже человеку с педагогическим образованием и житейским опытом. Что тут говорить о молодых родителях!

Поэтому для родителей премия «Золотой медвежонок» – своего рода навигатор на рынке товаров и услуг, уникальный по открытости, качеству, уровню требований к конкурсантам. И это четвертая причина, по которой я приняла приглашение влиться в экспертный состав жюри.

– Какие критерии оценки детских товаров Вы считаете приоритетными?

Новизна: в эстетике, психофизике, экологии, сервисе. Рынок детских товаров насыщенный, плотный, многообразный. В этой ситуации новизна, хотя бы в одном аспекте, дорогого стоит. Найденная незаполненная ниша – показатель маркетингового чутья производителя.

Тиражируемость. Продукт должен иметь потенциал жизни без своего автора. Не может – критерий не выполняется. В тиражируемости заложены и конкурентоспособность, и экспортный потенциал.

Позиционирование. От того, насколько четко производитель видит свою целевую группу потребителей, зависит стратегия продвижения товара. Мне всегда интересна история возникновения продукта: на основе научных исследований, анализа рынка или как у Ньютона – яблоко на голову упало.

Просветительский потенциал и сопровождение просветительским контентом. Важно, чтобы производитель задумывался не только о своем товаре, но и о сопроводительных буклетах, видеороликах, мультфильмах. Ведь многие вещи в развитии и образовании детей для родителей неочевидны. И такой просветительский задел товаров и услуг был бы очень важен.

Эстетика. Психологи говорят, что чем меньше ребенок, тем важнее цвет, форма, материалы, тактильные ощущения.

Пример из жизни. Много десятилетий в наших дворах жили старые детские площадки, часто с поломанными качелями, неустойчивыми турниками, ржавыми «паутинками». Вспомните, как нас радовали новые площадки, желто-красный пластик и уличная фанера. Когда же  погружаешься в тему, понимаешь, что не все так однозначно. Зарубежные опросы показывают, что детям нравятся не яркие, а естественные, нейтральные цвета. При многообразии игрушек дети выбирают предметы из экологичных материалов, естественных, природных цветов. К слову, наши скандинавские коллеги, педагоги и игрушечники, работают с экологичными материалами.

Мы же обустроили все наши дворы желто-красным пластиком. А дворы разные. В новостройках яркие детские площадки, может быть, и уместны. А в центре города, среди старых домов, памятников архитектуры? Бельмо на городском глазу. Поэтому эстетичность – важный конкурсный критерий.

Какие новые явления недавно появились в детском бытии и сумела ли их «ухватить» премия?

– В индустрии детских товаров высокая конкуренция, здесь ощутим пульс времени. Важно, что Национальная премия «Золотой медвежонок» этот пульс чувствует и гибко реагирует на его изменения. Свидетельство тому – появление номинации «Лучшее пространство для детей и родителей». Комплексная оценка среды – это здорово. Это значит, что новые явления детства без промедлений обретают место в конкурсном пространстве. А новые явления есть! Это не только новые территории, отданные детям в торговых центрах, но и помещения для фотосессий (да еще какие!), детские экспериментариумы и клубы.

Во время заседания Экспертного совета перед Вами пройдут десятки номинантов. От каких ошибок в публичной защите товаров и услуг Вы хотели бы их предостеречь?

– Считаю неприемлемым, когда реклама для детей использует запрещенные приемы, когда подача товара не соответствует реальному функциональному набору. Такие «грехи» часто свойственны рекламе для детей. Например, игрушка с одной функцией подается как многофункциональная, как живой друг ребенка. Малыш ожидает друга, а на деле получает игрушку, которая умеет только плакать благодаря полости для воды. Наобещать и обмануть ожидания – плохая история, и не только этическая, но и психофизиологическая. Я за чистоту в продвижении товара.

Какие незакрытые потребности в инфраструктуре детства Вы видите с точки зрения Вашей профессиональной педагогической деятельности, депутатской работы? Иными словами, какие точки роста и применения усилий отечественной индустрии детских товаров Вы видите?

– Основная проблема – не в товарах, а в сервисах и надстройках. Сказать, что для развития речи, обучения грамотности нет инструментария, было бы неправдой. Алфавиты, магниты, пластиковые, деревянные, резиновые, буквы, крепящиеся даже в ванной… Чего только нет. А вот грамотного сопровождения этих обучающих товаров не хватает. Я много общаюсь с родителями и знаю, что далеко не все представляют, что надо делать для развития ребенка, что норма развития, а где нарушения. Понятно, что и участие специалиста здесь потребуется. Но могут быть полезные сервисы для родителей, онлайн и офлайн.

Для подросшей молодежи, тех, кто уже без сопровождения взрослых может передвигаться по городу и выстраивать свой досуг, в Москве прекрасно работает городская среда, парки не ниже европейского уровня.  Лектории, мастер-классы, самые разные курсы – все бесплатно и доступно, было бы желание. И большого кошелька иметь не нужно. Столица – сама по себе развивающая среда.

А для дошколят не хватает развивающих пространств, групп для временного пребывания детей, добротных развивающих клубов.

Наши детские площадки рассчитаны на детей до 5–7 лет. Для активного времяпрепровождения более старших ребят инфраструктуры нет. Во дворах нет дорожек для скейтбордов, роликов, велосипедов, самокатов. На взрослые площадки эти почти уже подростки еще не идут, а во дворе им уже делать нечего. Родители жалуются, что сидят дома, с гаджетами.

Вот вам и ниша.

Еще пример. Родители обожают резиновые покрытия детских площадок – чисто и сухо в любое время года. Родителям удобно. А как детям?

Выросшие на резиновых покрытиях люди не умеют приспосабливаться к передвижению на пересеченной местности. Они не понимают, что мокрая трава скользит, что в песке можно увязнуть. Снижается навык передвижения по природным земным поверхностям – повышается травматизм.

А ведь самым экологичным «покрытием» для детской площадки считается мелкофракционный белый песок, щепа, трава. Эти среды имеют свойства самоочищения. Но, говорят родители, в песок приходят кошки, трава пачкает одежду, в щепе живут насекомые. А ребенку нужны естественные материалы, ландшафты, горы, пригорки и овраги. Лучше купить лишнюю пачку стирального порошка, но дать ребенку контактировать с природой.

Так вот: индустрия для детей должна быть на стороне ребенка, объяснять родителям, что нужно маленькому человеку. И мы готовы ей в этом помогать.

Беседовала Наталия Кий



Следите за новостями. Подписывайтесь на email-рассылку на еженедельный "Вестник индустрии детских товаров" и получайте самое важное о бизнесе в удобном формате! Делитесь своими новостями, высказывайте свое мнение и размещайте рекламу на наших ресурсах.