11:09, 3 июля 2024
Юлия Гольденштейн, генеральный директор компании «Дидактические Системы», член Правления АИДТ, председатель Комитета по учебному оборудованию и средствам обучения, горит работой в своей компании и нацелена на результаты, к которым должен привести II Национальный съезд учебной промышленности (УЧПРОМ-2024). Мы расспросили ее о пути в профессию, об открывающихся возможностях и проблемах, с которыми сталкиваются производители учебного оборудования и средств обучения, об ожиданиях от предстоящего съезда и спикерах, чье выступление никак нельзя пропустить.
- Юлия Сергеевна, начнем с личного: как была оборудована школа, в которой Вы учились? Были ли классы и предметы, которые казались самыми притягательными? Какие? Почему?
- Я училась в сложные для нашей страны 90-е, мы в школе получали гуманитарную помощь и сухие пайки. Ни о каком интересном учебном оборудовании речи и быть не могло, но зато мне посчастливилось учиться у замечательных, увлеченных своим делом педагогов.
В средней школе у нас был потрясающий классный руководитель – учитель биологии. Мы с ним ходили в походы, уроки проводили на природе, и это было незабываемо.
До сих пор нежно вспоминаю учительницу по труду: она учила нас шить на машинке, вязать спицами шарфики, а крючком – ажурные салфетки. В пятом классе я испекла свою первую шарлотку. Все эти навыки, полученные на уроках труда, очень пригодились в жизни.
В старших классах у нас были увлеченные своими предметами преподаватели по математике и физике. Про них в хорошем смысле этого слова можно сказать «сумасшедшие профессора», немного не от мира сего, но они умели заинтересовать и влюбить в свой предмет.
- Какое образование и где Вы получили? Почему выбор пал на этот вуз?
- У меня за плечами несколько высших образований: инженерное, экономическое, юридическое и бизнес-образование по программе Executive MBA. Наши вузы, несомненно, дают фундаментальные знания, но, к сожалению, в большинстве сфер они очень оторваны от практической стороны жизни.
Так, учась на юридическом факультете, приходилось рассказывать преподавателям о практике применения норм права тогда только в начинающихся государственных закупках (в то время я уже работала в тендерном отделе компании «Крафтвэй корпорэйшн ПЛС»). Преподавателям знаменитой Бауманки – о новых видах обработки материалов и передовых образцах оборудования и так далее.
Если вспомнить, то в советское время в учреждениях СПО была обязательной практика на предприятиях, а после окончания вуза проходило распределение на предприятия. Сейчас в какой-то мере происходит «осовремененный» возврат к этой системе.
В стране реализуется программа «Профессионалитет», суть которой в том, что крупные корпорации и предприятия заключают соглашения с вузами и учреждениями СПО на подготовку кадров по конкретным направлениям и специальностям, совместно разрабатывают учебные программы, закупают необходимое для обучения оборудование, приглашают студентов на практику.
Этот тренд только набирает обороты, но при правильной реализации и обоюдной заинтересованности всех сторон позволит получить высококвалифицированные кадры с хорошими практическими навыками.
- Работа в ДИСИС для Вас – это… Продолжите, пожалуйста, фразу. К чему стремится компания? Когда мы увидим ее в рэнкинге производителей учебного оборудования?
- В 1989 году на базе МГТУ им. Н.Э. Баумана было создано первое в СССР совместное российско-австрийское предприятие в области образования и поставок учебной техники по направлению гидравлических и пневматических систем автоматики и приводов - МВТУ-ФЕСТО ДИДАКТИК. Руководителем учебного центра этого предприятия был мой отец – Тархов Сергей Фрунзевич. Предприятие занималось импортом австрийского оборудования компании ФЕСТО и обучением рабочих кадров, которые должны были обслуживать оборудование в ходе эксплуатации.
Австрийские руководители не были заинтересованы в стимулировании самостоятельных разработок в нашей стране и в 1997 году ФЕСТО вышла из совместного предприятия, а мой отец с группой ведущих сотрудников создали на базе многопрофильной российской компании учебно-инженерный центр и небольшое конструкторское бюро.
Так как папа с самого детства брал меня с собой на работу, само собой так случилось, что в 2006 году я присоединилась к его работе. Уже в 2007-ом мы открыли первый производственный цех в Одинцово. В 2011 году случилась трагедия – моего папы не стало, с тех пор компания стала делом моей жизни.
Меня поддержал младший брат, и у нас получилось создать научное предприятие с семейной корпоративной культурой. В ДИСИС реально работают семьями – это уже традиция: у нас трудятся дедушки, мужья, жены, их дети. А еще мы поддерживаем талантливую молодежь, помогаем с жильем, решаем другие материальные вопросы. В результате у нас на предприятии рождаются и новые семьи, и уникальные образцы инженерной техники.
Предприятие за эти годы сильно расширилось, мы открыли новые направления, начиная с мультстудий для малышей, токарными и фрезерными универсальными станками и с системами ЧПУ для школ и колледжей, программируемыми логическими котроллерами, системами умного дома, мехатроникой, тренажерами сварщика и т.п.
Основная задача нашей компании – привить интерес к инженерному и техническому образованию, сделать его интересным, наглядным, доступным. Сохранить и передать накопленный опыт новому поколению.
Мы принимаем самое непосредственное участие в развитии рынка учебного и лабораторного оборудования для подготовки технических специалистов под современные требования промышленности. Этот рынок сейчас активно развивается, имеет высокую государственную значимость и при этом сильно зарегулирован. Если правила отбора продукции для школ сейчас более-менее понятны, хотя и их надо обсуждать и корректировать, то с СПО и вузами все сложнее. Поэтому мы так ждем предметного разговора и с заказчиками, и с интеграторами-комплектаторами на съезде УЧПРОМ-2024.
Насчет рэнкинга – он, безусловно стимулирует. Дает представление – какое место компания занимает среди коллег, где они черпают ресурсы для роста и есть ли эти ресурсы у нашей компании. Особая ценность рэнкингов в наше время, когда рынок перестраивается, в том, чтобы увидеть потенциал для роста и развития. Наша компания его видит, ну а дальше сами знаете: «Вижу цель – иду к ней».
-Вы возглавляете Комитет по учебному оборудованию и средствам обучения АИДТ, который стоял у истоков Национального съезда учебной промышленности (УЧПРОМ): как возникла идея его проведения? Результаты УЧПРОМа-2023 года именно те, что ожидали его организаторы и участники?
- Как я уже говорила, рынок учебного оборудования только развивается и находится в стадии становления. И профильных выставок у производителей в нашей стране практически нет. Есть образовательные выставки типа «Куда пойти учиться?» или салона образования, но их основная направленность – поиск студентов учреждениями образования и обмен опытом преподавателей.
Не было площадки, где могли бы профессионально встретиться и наладить диалог органы государственной власти, отвечающие за формирование государственной политики в области образования, представители заказчиков, принимающих решения о покупке оборудования, производители и интеграторы.
После первого съезда учебной промышленности мы поняли, что эта площадка именно то, что нам не хватало. А главным результатом трехдневной работы УЧПРОМа-2023, на мой взгляд, стали даже не прямые контакты и налаженные взаимоотношения, хотя это тоже важно, а наши общие предложения, которые вошли сначала в резолюцию съезда, а в феврале 2024 года были озвучены на Парламентских слушаньях и внесены в «Дорожную карту». Благодаря этому появляются единые правила игры и меняются в лучшую сторону условия нашей совместной работы по таким направлениям, как индексация норматива стоимости оснащения одного места обучающегося средствами обучения и воспитания, разработка и внедрение стандартов оснащения учебных учреждений, установка квот при государственных закупках для отечественных производителей, обновление содержаний перечней средств обучения и многое другое.
- Какого оборудования, с Вашей точки зрения, сейчас больше всего не хватает учреждениям средне-специального образования (СПО)?
– Как ни парадоксально это будет звучать – УЧЕБНОГО! Дело в том, что учреждения СПО не получали полноценного финансирования на обновление материально технической базы с 2000 годов. Финансирование последних лет было целевое под участие в конкретных проектах, например, по созданию мастерских для подготовки участников к соревнованиям WordSkills. Закупалось в основном промышленное оборудование, на котором проводили соревнования часто зарубежных партнеров. По некоторым данным охватить получилось около 1% учащихся учреждений СПО.
Сейчас идет реализация программы «Профессионалитет», в рамках которой решение о покупке оборудования принимает предприятие-партнер. В связи с этим появились опасения, что финансирование будут направлять на обновление лабораторий для прохождения производственной практики на предприятиях, а не в колледжах. А это значит, что все сведется к закупке промышленной техники.
- Главные вызовы, которые стоят перед производителями учебного оборудования и средств обучения в целом, а в частности – перед производителями средств обучения для СПО?
– Наладить диалог с органами государственной власти и провести мониторинг оснащенности учебным оборудованием учреждений СПО, сформулировать госзаказ и не упустить момент, нарастить объемы производства качественного оборудования и средств обучения, занять эту нишу настолько прочно, чтобы никакая отмена санкций не смогла изменить ситуацию. Это, во-первых.
Во-вторых, выйти и уверенно занять лидирующие позиции не только на отечественном, но на зарубежных рынках учебного оборудования. Поэтому, я думаю, что со временем съезд поменяет свой статус и станет не «национальным», а «международным».
А если говорить предметно о производителях оборудования и средств обучения для СПО, то для этого сегмента главный вызов сейчас – это донести до государственных заказчиков и промышленных предприятий, участвующих в проекте «Профессионалитет», что на рынке учебного оборудования есть уникальные предприятия, которые имеют колоссальный многолетний опыт и высокую компетенцию по разработке учебных планов, методических рекомендаций, пособий, тренажерного оборудования с уникальными техническими характеристиками под современные требования промышленности.
Мы могли бы стать экспертным помощником на аутсорсинге при создании совместных учебных программ для проектов «Профессионалитет».
Основным преимуществом использования учебного оборудования и тренажеров в процессе обучения является возможность 100% охвата в производственной практике обучающихся на тот же объем финансирования. Например, для подготовки операторов на станках с ЧПУ один промышленный станок будет стоить около 10 млн. рублей, к которому допустят в лучшем случае одного студента, ведь цена ошибку и стоимость ремонта очень велика. На эту сумму можно оснастить целую лабораторию учебными станками и обеспечить производственную практику без потери качества подготовки одномоментно 12 учащимся.
- С точки зрения добросовестного поставщика назовите «подводные камни», которые больше всего мешают отечественным производителям при участии в закупках?
- Поскольку основным каналом продаж для нас является участие в государственных закупках по ФЗ 44 или ФЗ 223, т.к. учреждения образования – это бюджетники и не могут проводить закупки другими способами, то все уникальные технические характеристики, методические разработки, которые мы вкладываем в наши продукты и разрабатываем с учетом пожеланий наших конечных потребителей — преподавателей, — нивелируются сухими требованиями КТРУ или усредненными техническими характеристиками.
Преференции, которые предоставляются отечественным производителям, пока очень тяжело реализуются на практике, особенно в регионах. Сотрудники со стороны заказчиков, отвечающие за проведение закупочных процедур, не знают, как их организовать так, чтобы получить нужно оборудование и средства обучения, или боятся брать на себя ответственность.
- Сталкивается ли ваша компания с недобросовестной конкуренцией? Если да, то как боретесь? Есть ли решения этой проблемы на системной уровне?
- Конечно да, как и большинстве других рынков. Даже в реестрах Минпромторга среди товаров отечественного производства иногда просачиваются недобросовестные поставщики. Для этого и нужны профильные ассоциации, такие, как наша АИДТ. Мы объединяем добросовестных поставщиков и стараемся самостоятельно регулировать рынок, создаем реестры добросовестных поставщиков. Другого системного подхода я пока не вижу.
- Как выстраиваются отношения производителей конечной продукции и интеграторов/комплектаторов? Что и почему в них нужно изменить?
- Сложно – это если одним словом. Мы все – и производители, и заказчики, и интеграторы – говорим о прозрачности и единых подходах. И они действительно появляются. Но как же сложно идет этот процесс!
Спасибо большое тем коллегам, которые въедливо изучают процедуры, находят в них изъяны и пытаются внести изменения на системном уровне. Как это сделала Алиса Денисова, генеральный директор ПроШколы, которая на последнем обучающем семинаре АИДТ сказала, что готова встраивать производителей конечной продукции в процесс закупки. Для этого нужно будет выстроить новую модель сотрудничества, но коллеги готовы этим заняться. Я обязательно приду на все мероприятия, которые на полях съезда будет проводить ПроШкола, чтобы дать обратную связь и быть в курсе намечающихся изменений.
- Какие меры государственной поддержки отечественных производителей Вы считаете наиболее эффективными за последнее время? Что еще нужно сделать?
- Производителям для развития нужен прогнозируемый спрос, чтобы рассчитать необходимые площади для расширения производства и финансирование на модернизацию промышленного оборудования.
У Минпромторга была замечательная субсидия на компенсацию затрат на НИОКР, за счет которой можно было компенсировать свои затраты и реинвестировать их в оборудование. Наша компания ей воспользовалась в 2016 году, что позволило существенно нарастить производственные мощности.
Но потом условия предоставления этой субсидии ужесточили, и она стала недоступна. Льготные кредиты на строительство промышленных площадей предприятиям малого и среднего предпринимательства (коими является большая часть производителей учебной техники) практически недоступны в силу сложных бюрократических процедур.
- Цель Вашего вступления на Съезде? Что Вы хотите донести до целевой аудитории?
- Я бы хотела озвучить предложения по переформатированию системы технического оснащения СПО, считаю, что нужно менять вектор и разрабатывать новую программу финансирования, направленную на модернизацию материально-технической базы учреждений СПО по общим (базовым) общепрофессиональным дисциплинам учебным оборудованием и тренажерами! А под современные требования промышленности, которой сейчас нужны мульти- специалисты, объединяющие несколько профессий и знаний в единое целое, легко адаптирующиеся на производстве – нужно дополнить базовые дисциплины СПО таким направлениями как: «Программирование» (в т.ч. логических контроллеров (ПЛК), «Электромонтаж и системы электроуправления», «Основы промышленной автоматики» (мехатроника, промышленная робототехника), «Датчики в системах управления», «Гидравлические и пневматические приводы».
- Назовите 5 спикеров, ради которых стоит прийти на УЧПРОМ. Почему?
- Ну это уже названная мною Алиса Денисова из ПроШколы, жду от ее выступлений предложений по системным изменениям работы с производителями конечной продукции.
Если хотите узнать все про тренды в образовании, то обязательно приходите на выступления спикеров ГК «Просвещение».
Один из самых ярких, харизматичных спикеров — Владимир Крикушенко, генеральный директор ООО «Некс-Т». Его выступление нельзя пропустить тем, кто хочет быть в курсе самых передовых решений в части оснащения учебных заведений интерактивными досками и панелями.
Считаю очень важным посетить сессии, где небольшие компании – производители оборудования в узкоспециализированном сегменте – представляют свои решения. Эти компании имеют уникальные разработки и обладают очень высоким уровнем экспертности в своей нише, как, например, Алена Харитонова, руководитель Академии Высоких Технологий, — это гуру в области дополнительного образования.
Именно Академия Высоких Технологий проводит крупнейшие всероссийские соревнования: Олимпиада Кружкового движения НТИ по профилю «Автономные транспортные системы», SKolkovo Junior Challenge, трек «Промтех», Открытый Кубок России по цифровому мастерству и программированию беспилотного автомобиля и т.д.
Компания «АНРО Технолоджи» имеет уникальные авторские разработки для агроклассов, а компания ООО «Вектор» во главе с Иванишиной Альбиной точно знает, как возродить интерес современных детей к физике, поскольку занимается этим более 15 лет.
- Назовите программу минимум, которую Вы определили для себя на II Национальном съезде учебной промышленности. Что и с кем хотите обсудить и решить в первую очередь? А максимум?
- Сейчас мы занимаемся проработкой программы II Национального съезда учебной промышленности, согласовываем и утверждаем спикеров. Сохраню интригу и скажу, что программа минимум будет заключаться в том, чтобы суметь наладить диалог и успеть обсудить самые острые проблемы всех уровней образования, начиная с дошкольного и заканчивая вузом. Это будет открытый честный разговор между производителями и представителями органов государственной власти, отвечающими за формирование и реализацию государственной политики в области образования.
Максимум — наметить стратегию развития не только отрасли учебного оборудования, но и всей системы образования в целом!
Очередное заседание Программного комитета съезда «УЧПРОМ-2024», на котором вырабатываются ключевые темы обсуждений, состоится 4 июля 2024 года.
Принять участие в формировании программы II Национального съезда учебной промышленности (УЧПРОМ-2024), внести в нее свои предложения может любой желающий. Для этого необходимо направить свои предложения по адресу: programm@acgi.ru
Оставляйте комментарии, высказывайте свое мнение. Следите за новостями. Подписывайтесь на email-рассылку на еженедельный «Вестник индустрии детских товаров» и получайте самое важное о бизнесе в удобном формате! Делитесь своими новостями и размещайте рекламу на наших ресурсах. Подписывайтесь на наш Телеграм-канал и страницу ВКонтакте