2018 год принес как тревоги, связанные со снижением рождаемости в России, так и определенные успехи. И ожидания от 2019 года тоже двойственные. Елизавета Земцова, директор департамента маркетинга «Мир детства» рассказала RDT-info.ru о том, как прошел 2018 год для компании и отрасли в целом:
— Главный итог 2018 года для компании «Мир детства» — это выпуск большого количества новинок для мам и малышей. Очень востребована продукция российского производства. Мы показали наши российские товары на стенде «Подарок новорожденному» во время осенней выставки «Мир детства» среди товаров, которые АИДТ рекомендует для размещения в подарочных коробках для младенцев по всей России.
Впервые в этом году в нашем ассортименте появилась российская ортодонтическая силиконовая соска-пустышка: для нас это достижение, наши покупатели ждали такую пустышку российского производства, новинка прошла экспертный отбор Национальной премии «Золотой медвежонок». Силиконовые пустышки выходят в России под брендом «Курносики».
Эксперты Ipsos Comcon говорят, что в последние годы необходимость экономить размывает лояльность к бренду, и доля родителей-покупателей, приверженных одной торговой марке, в этом году снизилась. По исследованию Baby Index, мамам по-прежнему очень важен полюбившийся бренд: 67% говорят, что если выбрали марку, то будут продолжать покупать именно ее; и 74% говорят, что будут покупать только те детские товары, в качестве которых убедились на собственном опыте. Однако главный барьер для сохранения верности бренду — падение покупательной способности: родители вынуждены экономить и выбирать более дешевые товары. Если раньше это больше касалось розничных брендов, то сейчас — и брендов производителей. Покупатель продолжает искать лучшее предложение по лучшей цене, «изменяя» любимым брендам. Обостряется поляризация спроса: покупают либо дорогое, либо дешевое, теряется средний ценовой сегмент. В этих обстоятельствах, отвечая на ваш вопрос о том, что было главным событием для нашей компании в 2018 году, я бы ответила: «Мы удержали долю на падающем рынке». Это важно.
Кроме того, отмечу, что продолжает расширяться география присутствия брендов «Курносики» и «Мир детства»: например, с октября 2018 года продукция бренда «Мир детства» представлена в сети одного из ведущих ритейлеров России — это около 17 тысяч торговых точек почти в 3 тысячах населенных пунктах России.
Но в целом, надо признать, год был сложным. Успехи нашего бизнеса очень зависят от уровня рождаемости. Тренд на сокращение количества новорожденных в России закрепился, в связи с чем мы и наблюдаем сокращение рынка товаров для малышей. Это не может не отразиться на выручке крупнейших игроков как в ритейле, так и в производстве. И если ритейл еще может манипулировать полочным пространством, выделяя больше площадей под большие сегменты и нивелируя «провальные» зоны, то производителям товаров так быстро реагировать удается не всегда. Демографическая ситуация отражается уже не только на товарах первого года жизни, но и на товарах второго года использования.
При снижении лояльности к брендам дополнительным преимуществом при покупке становится удобство. Поэтому, в том числе, растет доля интернет-торговли. Переход покупок в онлайн — это комплексный ответ покупателя на то, что произошло на рынке. Во-первых, количество предлагаемых детских товаров в несколько раз превысило размер полки, на которую их можно поставить, а интернет-пространство такого ограничения не имеет; во-вторых, у покупателя заложен четкий стереотип, что цены в интернет-магазинах ниже, чем в офлайн-рознице; и, наконец, удобство сервиса: это и экономия времени, и больший выбор, и доставка до квартиры.
Таким образом, 2018 год принес нам как тревоги, связанные со снижением рождаемости в России, так и определенные успехи. И ожидания от 2019 года тоже двойственные. С одной стороны, даже самый оптимистичный прогноз Росстата предсказывает стагнацию рождаемости. Но наша компания на плаву уже почти четверть века, поэтому мы, как неисправимые оптимисты, надеемся на лучшее и будем продолжать работать для наших самых важных клиентов. Наша долгосрочная стратегия — сохранение выгодного рыночного ценового предложения за счет расширения доли недорогих детских товаров массового спроса отечественного производства, и этой линии мы планируем придерживаться в 2019 году.
/
RDT-info.ru