8 (499) 519-02-81
Москва, Ленинский пр., дом 9

Компания «Бабашки»: организация свободной игры в малых пространствах

17:04, 27 июля 2023

Компания «Бабашки»: организация свободной игры в малых пространствах
9200

Для детской игры нужны свободное время, помощь воспитателя и комфортная среда. Как организовать пространство для игры и чем воспитатель может помочь детям в процессе, рассказали представители компании «Бабашки».

Что такое игра дошкольника? Это свободная деятельность ребенка по его собственному замыслу. В игре ребенок не копирует то, что он видит у взрослых, а проживает это. Он привносит в игру свой опыт и представление о ситуации, которую он разыгрывает, а также свое отношение к ней.

Если маленький ребенок катает машинку, потому что она красивая и потому что ему нравится ее форма или звук маленьких колес — это еще не игра, а просто манипулирование предметом. Игра начинается там, где появляется сюжет: например, ребенок не просто катает машинку, а представляет себя водителем, который возит кирпичи. Не все объекты должны быть буквальными. Роль кирпичей может исполнить что угодно, например, деревянные кубики.

Перевоплощение и вовлеченность — два важных признака игры

Свободная игра может быть и совместной: дети одновременно управляют воображаемым миром — продумывают сюжет, раздают друг другу роли — и находятся внутри него, перевоплощаясь в своих персонажей. В детских садах игра часто начинается спонтанно.

У типовых детских садов есть проблема — отсутствует отдельная спальня. Поместить кровати и игровые зоны в одном помещении — трудная задача. Кровати стоят неудобно и занимают много места, а системы хранения предметов для игр часто просто нет. Свободным остается только небольшой уголок.

11111.png

В больших помещениях детские сады могут позволить себе несколько игровых зон и разные тематические уголки: игрушечную кухню, мастерскую, парикмахерскую. В маленьком пространстве же приходится решать сложную педагогическую задачу: самостоятельно организовать комфортную среду, первую составляющую для свободной игры. Здесь может помочь центр конструирования «Бабашки». Из множества деревянных деталей ребенок строит все, что ему захочется. Однородный материал будит его воображение. Кроме того, такой материал удобно хранить в контейнерах. Дети могут научиться этому сами, систематизируя элементы по цвету, размеру, форме.

Конечно, в больших пространствах тоже используются полифункциональные среды. Нередко они соседствуют с тематическими материалами. Однако в маленьких пространствах ценность полифункциональных вещей ощутимо возрастает, поскольку они могут заменить собой остальные материалы для игры и сэкономить место.

Есть и другие способы расширить пространство в небольших помещениях и сделать среду комфортнее для игры. Например, можно зонировать помещение, расположив кровати не по периметру, как часто бывает в детских садах, а перпендикулярно друг к другу. Так появятся дополнительные зоны, где дети смогут играть в небольших группах. Еще одна удачная идея — добавить в комнату кресло-мешок или положить несколько подушек на пол на то время, пока дети не спят. Это поможет сделать помещение уютнее. Рядом с такой «мягкой» зоной можно положить игрушки или книги, что сразу превратит место в центр для чтения.

Вторая составляющая хорошо организованной игры требует непосредственного участия воспитателя. Воспитатель должен уметь косвенно поддерживать игру, помогать детям создавать пространство. Он может помочь разрешить спор или подключить к игре стеснительного ребенка. Воспитатель может предлагать детям идеи для развития сюжета. Он может даже вступать в игру в качестве персонажа, которому нужна помощь, если увидит, что игра затухает или дети слишком долго не могут решить, что делать дальше.

Педагог может наблюдать за играющими детьми, беседовать с ними на разные темы, вникать в то, что им интересно, чтобы в момент игры использовать эти знания и помочь детям проникнуть в мир отношений внутри разыгрываемого сюжета.

22222.png

Третий компонент игры тоже зависит от взрослого — это достаточное количество времени. На игру нужно закладывать не меньше 25 минут, а лучше целый час, чтобы дети смогли полностью реализовать свой замысел, успели продумать, что у них будет за игра и что им нужно для подготовки. Например, построить крепость из плашек «Бабашки» или сделать игровых персонажей из абрисов.

Дети постарше могут потратить много времени только на обсуждение сюжета игры: кем они будут, куда пойдут, какие препятствия встретят и что будет дальше. Все это тоже важно учитывать.

Итак, свободная игра помогает дошкольнику прожить новый опыт и выразить свое отношение к этому опыту. Для игры детям нужны три составляющих. Первая — комфортная среда, организовать которую можно с помощью полифункциональных сред, например, таких как «Бабашки».

Вторая — помощь воспитателя. Воспитателю стоит проявлять внимание к детской игре и к интересам детей. Он может добавлять в игровую среду предметы и идеи, связанные с детскими интересами, и обсуждать их с детьми. Так у детей будут складываться представления о человеческих отношениях в подобных ситуациях в реальности.

Третья — достаточное количество времени: минимум 25 минут или даже час, потому что игра — это не отдых, а самоценная деятельность, которая требует подготовки и в ходе которой дети развиваются всесторонне.

Оставляйте комментарии, высказывайте свое мнение. Следите за новостями. Подписывайтесь на email-рассылку на еженедельный «Вестник индустрии детских товаров» и получайте самое важное о бизнесе в удобном формате! Делитесь своими новостями и размещайте рекламу на наших ресурсах. Подписывайтесь на наш  Телеграм-канал