14:03, 22 марта 2018
Впервые с начала кризиса 2014 года на российском рынке заметно расширился ассортимент игрушек отечественного производства[1] . По данным исследований розничной панели NPD Group, продажи российских игрушек в 2017 г выросли на 14 %, причем в декабре рост составил 21 % по сравнению с аналогичным периодом 2016 г. Таким образом, доля российских игрушек в 2017 г увеличились до 13 % рынка.
«В продажах отечественных игрушек сейчас заинтересованы в первую очередь ритейлеры: им удобно сотрудничать с российскими производителями, так как отсутствуют валютные риски, а доставка занимает меньше времени, - поясняет руководитель российского отделения NPD Group в России Мария Ванифатова. - Однако до кризиса многие отечественные производители не выпускали игрушки, которые были бы интересны ритейлерам и потребителям. Игрушки часто стоили дороже китайских аналогов, а также уступали по своим потребительским свойствам». В 2017 году розничные сети охотнее закупали российские товары: средняя цена отечественных игрушек составила 454 руб, что в 2 раза ниже стоимости импортных игрушек.
Изменения стали заметны к концу 2017 года. Ассортимент отечественных игрушек на одну точку в магазинах игрушек в декабре 2017 г вырос на 18%, тогда как выбор прочих игрушек увеличился всего на 7%. Интересно, что в предновогодний сезон, когда родители покупали подарки, оживление продаж российских игрушек было зафиксировано в среднеценовом сегменте (2-3 тыс руб): продажи выросли на 38% в денежном выражении и доля в сегменте превысила 8%. Ранее российские игрушки присутствовали в недорогой нише (до 1000 руб). В дешевых игрушках (менее 500 руб) на российские товары в декабре 2017 г приходилось 30 % продаж сегмента в денежном выражении.
Доля российский производителей в продажах игрушек по ценовым сегментам
Ценовой сегмент |
2016 |
2017 |
Изменение доли |
<=999 |
34,9 |
37,7 |
2,8 |
1000 - 1999 |
31,3 |
31,1 |
-0,2 |
>= 2000 |
33,8 |
31,2 |
-2,6 |
На рынке есть несколько групп отечественных производителей. Часть из них – это компании, которые ориентировались на другие рынки и со временем диверсифицировали бизнес. К примеру, компания “Росмэн” начинала как книжное издательство, а сейчас также выпускает фигурки и наборы для ролевых игр, в том числе по лицензиям “Свинка Пеппа”, “Герои в масках”. Компания “Азбукварик” сначала занималась книжками, а теперь специализируется, в частности, на электронных книжках-планшетах.
Другая группа - это отечественные производители, которые в последние пару лет расширяют свой ассортимент, в частности, за счет игрушек среднеценового сегмента (2-3 тыс руб). «Наша игрушка» специализируется на товарах для дошкольников, «Степ пазл» выпускает настольные игры, «Десятое королевство» - обучающие игры и игрушки, а известный производитель «Звезда» - модели для сборки.
Линейку игрушек собственного производства стали увеличивать крупные дистрибуторы. Например, компания «Гулливер» в декабре 2017 г запустила линейку модных кукол под российской лицензией «Сказочный патруль». Компания «Симбат» выпускает куклы Карапуз, «Алиса» довольно широкий ассортимент, в том числе сезонных игрушек.
Топ-15 популярных российских игрушек, 2017 г
Игрушка |
Категория |
Производитель |
Ср. Цена в руб |
Карапуз Интерактивный пупс 40см |
Интерактивные пупсы |
Simbat Toys |
1 941 |
Снежколеп |
Зимние игрушки |
Снежкодел |
262 |
Фигурка Трансбот Робот Минус |
Фигурки героев |
Алиса (1Toy) |
284 |
Настольный хоккей |
Спортивные игры |
Karolina Toys |
1 516 |
Санки Тимка |
Зимние игрушки |
Nika |
2 363 |
Мыльные пузыри и аксессуары |
Алиса (1Toy) |
199 |
|
Дом для кукол |
Конструкторы |
|
2 687 |
Настольная игра "Хоккей" |
Спортивные игры |
Step Puzzle |
2 884 |
МОЙ ПЕРВЫЙ Q-КОПТЕР |
РУ воздушный транспорт |
Властелин Небес |
2 093 |
Набор лук и стрелы |
Спортивные игры |
ЯиГрушка |
1 270 |
Кукла Сказочный Патруль28cm |
Модные куклы |
Гулливер |
1 335 |
Падающая башня |
Настольная игра |
Десятое королевство |
393 |
Рынок игрушек в 2017 году рос только благодаря увеличению продаж в штуках, в то время как средние цены падали (на 8% в среднем по году, на 12% по декабрю) и продажи дорогих игрушек сокращались. Выручка росла за счет дешевых позиций.
O компании The NPD Group
The NPD Group предлагает аналитические и консалтинговые продукты более чем в 20 странах мира. Основные исследуемые рынки: товары для детей, питание вне дома, спортивная одежда и обувь, одежда, элитная косметика, мода и др. В России компания с 2012 года проводит регулярные исследования рынка спортивной одежды и обуви и индустрии питания вне дома.
Подробнее www.npd.com
Руководитель направления игрушки Ирина Седова Irina.Sedova@npd.com
[1] Под игрушками российских производителей понимаются продукты, принадлежащие российским компаниям, даже если они произведены не на территории России.