8 (499) 519-02-81
Москва, Ленинский пр., дом 9

Защита от контрафакта детских товаров: офлайн и онлайн

14:22, 27 Мая 2020

Изображения анимационных персонажей можно встретить практически на каждом шагу: аниматор в костюме любимого героя, разгуливающий в детском развлекательном центре, картинка на витрине торгового зала с призывом заглянуть внутрь, упаковка яблочного сока и даже оборотная сторона квитанции на оплату услуг детского сада. Сначала мы видим персонажа по телевизору или в кино, потом встречаем его на улице, позже он приходит в наш дом в качестве игрушки, принта на одежде, рисунка на постельном белье.

Нельзя сидеть сложа руки

По оценке Ассоциации предприятий индустрии детских товаров, в 2019 году общая сумма ущерба компаний-правообладателей из-за контрафакта составила более 2 млрд руб. Средняя стоимость одного иска — 62 тыс. руб. В 2019 году было подано более 9,5 тыс. исков в российские арбитражные суды на недобросовестных предпринимателей от 11 правообладателей анимационных лицензий.

У медали, как мы не раз убеждались, две стороны. Как только бренд (персонаж) становится популярным и востребованным, его начинают бессовестно подделывать. Замечаю с гордостью: российские мультипликационные компании производят действительно востребованный продукт и покоряют мир! При этом количество контрафактной продукции не отстает от количества оригинальной, как на прилавках магазинов, так и в сети интернет.

Потребителю приходится нелегко. Во-первых, нужно самому понять: оригинал перед тобой или нет? Во-вторых, не поддаться соблазну купить с первого взгляда идентичный товар по более низкой цене. Конечно, «копия» отличается от своего прототипа не только ценником, но и внешним видом: неточно прорисованные лица персонажей, неровные и грубые швы, резкий запах, низкое качество краски, орфографические ошибки на упаковке и прочее. Но самое главное, что контрафактные товары не проходят проверки санитарными службами, поэтому могут содержать в больших количествах запрещенные элементы: их попадание в организм (через дыхательные пути, рот, кожные покровы) может оказать негативное воздействие на работу внутренних органов, нервной и иммунной систем. Еще один довод в пользу оригинальной продукции: срок ее эксплуатации значительно выше, чем у контрафактного аналога.

Несмотря на все эти известные обществу аргументы, контрафактная продукция заполонила страну. А это значит, что нельзя сидеть сложа руки!

Найти и обезвредить

Как правообладатель может защитить свои интеллектуальные права и с помощью профессиональных юристов наказать тех, кто эти права нарушает?

К защите бренда важно подходить комплексно, вести борьбу с изготовлением и с распространением контрафактной продукции как онлайн, так и офлайн, активно привлекать нарушителей к гражданской, административной и уголовной ответственности.

Офлайн-борьба с распространением контрафактной продукции и нарушениями прав на объекты интеллектуальной собственности означает посещение сотрудником уполномоченной юридической службы производственных площадей, складов, рынков, магазинов, образовательно-развлекательных учреждений, детских мероприятий. Сотрудники юридической компании, специализирующиеся на защите интеллектуальных прав, тщательно изучают ассортимент магазинов на наличие предложений к продаже контрафактной продукции. При обнаружении нелегальной продукции приобретают ее, фиксируя процесс покупки на видео. После чего собранные доказательства нарушений интеллектуальных прав передаются в работу в юридический отдел компании, которая занимается защитой интеллектуальных прав.

Юристы, в свою очередь, отправляют претензии продавцу контрафакта/нарушителю с требованием прекратить неправомерное использование объектов интеллектуальной собственности, продажу нелегальной продукции и выплатить компенсацию правообладателю за допущенное правонарушение. Если правонарушители отказываются признать свою вину и добровольно выплачивать компенсацию за нарушение интеллектуальных прав, подаются исковые заявления в суд для привлечения правонарушителей к гражданской ответственности и взыскания денежных средств в пользу правообладателей.

Онлайн-борьба с контрафактом и нарушением прав правообладателей разворачивается в Сети. На сегодняшний день интернет – это полноценная торгово-финансовая площадка, с помощью которой можно, не выходя из дома, приобрести любой продукт.

Юристы выявляют и фиксируют правонарушения в интернете, затем направляют уведомления (претензии) администраторам интернет-ресурсов, владельцам доменных имен по выявленным нарушениям с требованием об удалении или блокировке страниц (аккаунтов) пользователя или контента (объявлений). Если результат не достигнут, то происходит подача исковых заявлений в суд о блокировке сайтов. Параллельно юристы ведут претензионно-исковую работу, как и в случае офлайн-нарушений.

Поиск и фиксация фактов изготовления и реализации контрафактной продукции могут осуществляться специализированными юридическими компаниями как самостоятельно, так и совместно с государственными органами. Например, с сотрудниками полиции проводятся рейды, устанавливаются изготовители, оптовые поставщики и импортеры нелегальной продукции, изымаются крупные партии контрафактного товара.

Комплексная защита, сочетающая в себе офлайн– и онлайн-мероприятия, позволяет существенно сократить количество контрафактной продукции и увеличить продажи легального товара, поскольку основная задача правообладателя — не столько привлечь нарушителя к ответственности, сколько побудить его к заключению лицензионного договора, распространению исключительно легальной продукции.

Елена Мягкова,

директор по развитию и маркетингу

компании "Медиа-НН"

Об отдельных способах защиты интеллектуальной собственности и случаях их применения читайте в следующей статье в «Вестнике индустрии детских товаров»


АИДТ проводит мониторинг контрафакта на рынке детских товаров. Примите участие в мониторинге, чтобы получить объективную оценку. Пройти опрос >>>


Следите за новостями. Подписывайтесь на email-рассылку на еженедельный "Вестник индустрии детских товаров" и получайте самое важное о бизнесе в удобном формате! Делитесь своими новостями, высказывайте свое мнение и размещайте рекламу на наших ресурсах.

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий: войти

Вы также можете войти через соцсети:  


загрузка карты...