16:45, 2 июня 2020
Пандемия COVID-19 дала мощный толчок развитию электронной коммерции. По данным глобальной компании-измерителя Nielsen, на фоне сокращения рынка FMCG на 5-20% в период коронавируса 62% производителей товаров и 85% ритейлеров намерены наращивать вложения в онлайн-торговлю. По результатам исследования AdvantShop, в магазинах, продающих детские товары, в апреле в сравнении с мартом 2020 года месячный оборот вырос на 22,6%, число заказов – на 19,1%. Категория «Хобби и рукоделие» показала беспрецедентный рост – на 134% по сравнению с апрелем 2019 года. Ассоциация компаний интернет-торговли определяет долю e-commerce в России в 6% в общем обороте розничной торговли, внутренний рынок интернет-торговли в 2019 году показал рост в 25%. В 2020 году ожидается увеличение этого показателя до 30%.
Намерение большей части рынка FMCG развивать цифровую составляющую бизнеса поддерживают подавляющее большинство экспертов и практиков. А маркетплейсы готовы идти навстречу новым поставщикам.
Поэтому Ассоциация предприятий индустрии детских товаров ежемесячно организует онлайн-семинары для знакомства производителей и поставщиков детских товаров с ведущими интернет-площадками. И, как обещает президент АИДТ Антонина Цицулина, в ближайшем будущем ликбез для онлайн-новичков будет дополнен курсом для продвинутых бойцов электронной коммерции.
Российский маркетплейс с китайскими корнями
Вслед за Wildberies свои предложения для индустрии сделала AliExpress Россия под девизом «Как быстро и успешно начать продавать на маркетплейсе во время кризиса». Компания была основана в прошлом году как совместное предприятие Alibaba Group, @mail.ru, «Мегафона» и Russian direct investment fund. В онлайн-семинаре приняли участие 106 слушателей, представляющих 71 производственную компанию и 13 ритейлеров и дистрибуторов (всего 84 компании) из 33 регионов России.
AliExpress Россия берется развеять устоявшее представление о площадке как о прибежище исключительно китайских производителей с дешевой продукцией. «Наша задача – поменять мышление покупателя, его мнение о качестве товаров нашей площадки и их подлинности», -- говорит Ксения Сапон, категорийный менеджер AliExpress Россия. В числе требований маркетплейса к продавцу – наличие сертификата и лицензионного соглашения в случае с лицензионным товаром.
Российский маркетплейс с китайскими корнями открыл свои витрины российским производителям и их товарам. В ближайшие месяцы здесь можно с минимальными затратами попробовать себя в электронной коммерции на площадке с миллионными долларовыми продажами: действует нулевая коммерция на первые 100 заказов, 60 дней товары хранятся на складе бесплатно. На сегодня, по данным компании, 10 тыс. продавцов на AliExpress Россия – отечественные магазины с ассортиментом в 1,5 млн заказов. Стоит лишь учесть, что AliExpress Россия работает на территории России и на зарубежный рынок пока не выходит. Основные направления бизнеса – трансграничная торговля (Китай, Турция, другие страны), локальный маркетплейс (российские товары с быстрой доставкой и высоким уровнем сервиса), социальная коммерция (интеграция товаров в группы соцсетей, использование нового пользовательского опыта, рекомендаций блогеров).
Самая сильная категория
Детская одежда – одна из самых сильных категорий товаров на AliExpress Россия. Наравне с китайскими здесь представлены российские производители. По словам представителя компании, акцент сделан на школьную форму, поскольку в Китае форму выдают, а у нас родители покупают. «Мы ждем больших и маленьких производителей, брендовых и универсальных поставщиков. Выпускаем купоны для продавцов, предоставляем промокоды товарам-хитам. «Прокачать» магазин можно за три месяца», -- агитирует клиентов Ксения Сапон.
Полезные для потенциальных продавцов цифры: средний чек одежды для самых маленьких – 6 долл., для детей постарше – 10 долл. «Если цена на предмет детского гардероба будет в два раза выше среднего чека, продажи будут менее активны. Но почему не попробовать себя премиум-брендам в нынешний льготный период?» -- советует Серафима Быканова, менеджер по развитию AliExpress Россия. Аудитория маркетплейса несильно отличается от среднестатистического онлайн-покупателя: моложе 45 лет, больше женщин, доля покупателей с высоки заработком пропорциональная рынку в целом, высока доля Москвы, Санкт-Петербурга и городов с населением более 100 тыс.
Пандемия поспособствовала росту продаж. По данным AliExpress Россия, в марте по сравнению с февралем продажи подгузников выросли на 63%, детских бутылочек – на 59%, детского шампуня – на 52%.
Как открыть магазин
После регистрации на площадке поставщик получает доступ к личному кабинету, предоставляет необходимые сведения о себе и документы. Регистрация и проверка данных занимает несколько дней. Далее предстоит определиться с моделью управления магазином. Первый, с использованием программного интерфейса API, по признанию самой компании, сложноват и не очень востребован. А вот авторизованный технический партнер поможет открыть магазин на интернет-площадке, завести карточки товара, поможет в общении с покупателями – здесь работает набор сервисов по выбору. Третий путь – самостоятельная интеграция через личный кабинет: «покопаться и разобраться», как говорят представители площадки.
Логистика на выбор
Открывая доступ продавцу, маркетплейс предлагает выбрать схему логистики. Продавец может сам контролировать все процессы, от хранения до доставки: такой подход уместен при наличии у клиента своего магазина, в этом случае AliExpress – дополнительная витрина. Схема дропшиппинга предполагает участие на последней миле партнера площадки: от поставщика потребуется привезти товар на склады технического интегратора в Москве и области. Схема фулфилмента предполагает, что товары продавца хранятся, собираются и предоставляются со склада партнера AliExpress.
Советы поставщикам от AliExpress Россия:
· Не забыть о трех ключевых данных товара – фото, описание, ключевые слов
· Подробно заполнять характеристики товара для оптимального поиска
· Использовать маркетинговые инструменты – купоны, промокоды, бесплатную доставку, снижение цен при покупке от…
· Активно работать со своей аудиторией, иначе суперэффекта не дождешься.
Наталия Кий
Следите за новостями. Подписывайтесь на email-рассылку на еженедельный "Вестник индустрии детских товаров" и получайте самое важное о бизнесе в удобном формате! Делитесь своими новостями, высказывайте свое мнение и размещайте рекламу на наших ресурсах.