8 (499) 519-02-81
Москва, Ленинский пр., дом 9

День детских изобретений: самые яркие открытия юных ученых

14:19, 17 января 2023

День детских изобретений: самые яркие открытия юных ученых
18340

Удивительно, но факт: Луи Брайль изобрел свой знаменитый шрифт для слабовидящих в возрасте всего 15 лет. А меховые наушники, популярные среди любителей тепла в разных странах, придумал другой 15-летний новатор — Честер Гринвуд. На водные лыжи впервые встал Ральф Самуэльсон в 18 лет, а фруктовый лед приготовил 11-летний Фрэнк Эпперсон. У детей всегда есть множество оригинальных, нестандартных и ярких идей, они мыслят, выходя за привычные взрослым шаблоны. Сегодня — самое подходящее время вспомнить об этом, ведь во всем мире отмечают День детских изобретений.

Ежегодно более полумиллиона детей в разных странах разрабатывают приспособления, призванные помочь людям с инвалидностью, бездомным животным, диагностируют заболевания и пытаются решить экологическую проблему. Вдобавок к этому юные изобретатели с удовольствием моделируют роботов и создают новые гаджеты.

Часто любимое занятие приносит школьникам не только моральное удовлетворение, но и заработок. Иногда такие «карманные деньги» — это немалое состояние. Например, британский школьник Фрейзер Доэрти положил в банк свой первый миллион в 16 лет, придумав технологию производства варенья без добавления сахара, только из фруктов и ягод.

Россиянин Павел Курбатский к 18 годам может похвастать более скромными доходами — за свои изобретения он получил около 500 тысяч рублей. Зато эти деньги Павел заработал исключительно на грантах, среди них — Intel Award, Siemens Science Award и президентская стипендия. Школьник разработал трость со встроенным GPS-навигатором для инвалидов по зрению.

Чемпионы из России

Пример Павла Курбатского, конечно, далеко не единственный. Фантазии и экспериментаторской дерзости российским детям не занимать. В 2022 году на IX Международной выставке юных изобретателей, которая прошла в Индонезии в прошедшем апреле, наши соотечественники завоевали 3 золотых и 4 серебряных медали. Примечательно, что награды получили все участники российской сборной.

«Золото» выиграли создатели проекта «Контейнер для автоматической выдачи лекарств – “Помощник”» – 13-летний Александр Сухоцкий и 11-летний Марк Баранов. Они придумали устройство, которое выдает больным лекарства в соответствии с назначением лечащего врача. Кроме того, пользователи контейнера могут при помощи голосовых команд сообщить о своем состоянии и получить нужные лекарства «вне плана» или связаться с сиделкой.

Еще одной победительницей стала 18-летняя Анастасия Елисеева. Она получила награду за разработку персонального устройства мониторинга аускультации (выслушивание легких для диагностики болезней).

Константин Базуев из Екатеринбурга (17 лет) был отмечен за свой «Рельсоход» — систему воздушного мониторинга безопасности движения поездов с применением беспилотника.

В отборочный этап также попал 15-летний Сергей Лаврентьев. Он создал поисково-спасательный дрон, помогающий в борьбе со стихийными бедствиями. Свой проект Сергей назвал «Зубная фея».

Это одни из ярких изобретений прошлого года. Но, конечно, юные россияне и раньше создавали полезные инновационные устройства. Несколько лет назад 16-летний школьник Валерий Ильин из Волгодонска придумал устройство для слепых «Bat-1», которое представляет собой насадку на обувь и очки. Специальные датчики устройства «замечают» препятствие на дороге, а вибромоторы «сообщают» о нем человеку.

Старшеклассник Олег Кочанков из Сарова изобрел корректор сна, который влияет на организм сразу в трех направлениях: зрительном, слуховом и тактильном. В маску для сна встроены светодиоды, воздействующие на глаза, в это время компьютерная программа включает спокойную музыку, а манжета на руке подает едва уловимые импульсы коже, которые помогают расслабиться и быстрее уснуть.

image_2023-01-17_14_10_47.png

Юные кулибины помогают не только людям, но и животным. Сестры Кристина и Алина Кабановы из Нижнего Новгорода сконструировали домики для бездомных кошек с забавным названием «кот-теджи». Теперь жилища устанавливаются на улицах их города в холодное время года. А школьница из Севастополя Алена Кузнецова изобрела тренажер для домашних животных, который помогает бороться с ожирением. Автоматизированная система кладет в тарелки питомцев по несколько кусочков корма так, чтобы в погоне за едой им приходилось бегать от одной миски к другой.

Школьники-изобретатели обращают внимание и на экологические проблемы. Владимир Бычков из Уфы придумал, как применить водород в качестве экологически чистой альтернативы традиционным видам топлива. Основой устройства послужила обычная пластиковая канистра. Тема экологии оказалась близка и старшекласснице Ксении Пуртовой из Сарова: она разработала способ определения чистоты воды по началу ее кипения. На эту инновацию Ксению вдохновила конструкция Большого адронного коллайдера.

Помощь юным изобретателям

Как поощрить юных изобретателей? Один из действенных способов — дать им почувствовать свою самостоятельность и возможность заработать. Несколько лет назад в Новосибирске было открыто первое подростковое производство — «Детская фабрика игрушек». Всю продукцию предприятия придумывают и разрабатывают ребята от 14 до 17 лет. Игрушки создаются по мотивам сказок, спектаклей или на основе фантазии детей. Прежде, чем работать на фабрике, подростки проходят специальные курсы по дизайну. Затем они получают официальную работу, на которой их курируют профессионалы.

Однако финансовое поощрение — не главное для развития творческих и интеллектуальных способностей, отмечают психологи.

«Детские изобретения не менее важны, чем открытия взрослых, — уверена руководитель программы магистратуры «Интеллектуальные игры», доцент департамента психологии Института педагогики и психологии образования МГПУ, кандидат психологических наук Ольга Цаплина. — Однако их важность лежит не только в сфере утилитарного применения продукта, его новизны и значимости для общества. Важно то, как развивается ребенок, какой путь он проходит от появления идеи до разработки проекта. Здесь имеет большое значение стимулирование любознательности, исследовательской деятельности, желания и умения проводить эксперименты».

1920_DSC_6261.jpg

Сейчас существует немало курсов для развития творческих и интеллектуальных способностей детей. Это прекрасная возможность вдохновить маленьких изобретателей на новые открытия, однако даже если ее нет, родители могут самостоятельно заниматься с ребенком, получая удовольствие от совместного времяпрепровождения.

Любой маленький изобретатель начинает с изучения собственной детской. Поэтому многие производители выпускают тематические коллекции, в числе которых – игрушки, направленные на популяризацию науки. Есть множество игр, которые пользуются спросом у ребят постарше, интересующихся научными открытиями.

«Сегодня важными тенденциями в развитии игровой продукции является то, что, во-первых, она во многом ориентирована на реальную жизнь и профориентацию, — отмечает Ольга Цаплина. — Дети с помощью разных наборов — «Юный электрик/техник/доктор/химик» с увлечением осваивают экспериментальную деятельность в разных сферах, делают собственные субъективные открытия в научной области, овладевают методами изобретательского творчества. В дальнейшем это может привести к возникновению идеи и появлению изобретения».

Важно и то, что игровая продукция ориентирована на идеи STEM, подчеркивает эксперт. Дети усваивают математику и физику, исследуют робототехнику и программирование, видят применение знаний точных дисциплин. Это развивает интерес к техническим дисциплинам, навыки критического мышления — то, что необходимо изобретателю.

Одной из значимых тенденций последних лет Ольга Цаплина считает распространение игр и игрушек-головоломок, для решения которых не нужны энциклопедические знания и эрудиция, зато необходимы нестандартный подход, ловкость, сообразительность, логика и интуиция.

«Иногда дети справляются с ними гораздо лучше взрослых, ведь их мышление еще не засорено штампами и стереотипами — оно более непосредственно и открыто для поиска нового, — говорит психолог. — Решение головоломки не приносит, как правило, конкретных знаний, однако дает и детям, и взрослым гораздо более широкие возможности по восприятию самых разных наук, в частности, математики, геометрии и логики».

Любой ребенок — творец. А вот поощрить его любознательность и развить фантазию, превратив выдумку в настоящее изобретение, — задача взрослых.

Оставляйте комментарии, высказывайте свое мнение. Следите за новостями. Подписывайтесь на email-рассылку на еженедельный «Вестник индустрии детских товаров» и получайте самое важное о бизнесе в удобном формате! Делитесь своими новостями и размещайте рекламу на наших ресурсах.