13:29, 26 февраля 2019
В конце февраля на площадке Института педагогики и психологии образования состоялось «сражение» номинантов IX Национальной премии качества товаров и услуг для детей «Золотой медвежонок». Четыре дня насыщенной работы стали поистине значимыми для всех: и для производителей-номинантов, и для членов экспертного совета. Пока подводятся итоги премии и выбираются лучшие из лучших, мы поговорили с участником экспертного совета премии – с Анной Тепловой, старшим научным сотрудником лаборатории психологической антропологии и профессионального развития педагогов ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО», которая рассказала о новых тенденциях среди номинантов и дала оценку продукции российских производителей.
- Как оцените заседание экспертного совета премии «Золотой медвежонок», прошедшую в конце февраля? В частности, изменился ли уровень номинантов, экспертного совета?
- Хочу дать высокую оценку премии «Золотой медвежонок» в этом году. Во-первых, хочу отметить направленность премии на отечественного производителя. Во-вторых, ответственный подход экспертов и разносторонний анализ, который они выдавали в ходе защиты номинантов. Игрушка для современного ребёнка имеет колоссальное значение и сегодня при тотальной маркетизации детства, которая активно происходит, важен именно этот качественный подход при оценке той или иной игрушки. Также очень важно, чтобы производители могли получить такую оценку.
Приятно и то, что на премии дискуссия шла не о качестве продукта, которая не оставляла сомнений, а, например, об упаковке. Производителю были предложены масса идей как вырваться из плена привычной упаковки, сделать её современной, может быть даже авангардистской и тем самым отличить продукт. Также много вопросов уделялось безопасности товаров, при этом безопасности не только физической, и эксперты это учитывали.
- Оцените российскую продукцию, представленную на экспертном совете номинантами?
- Сегодня российскому производителю очень трудно пробиться. При этом отмечу их очень милые идеи и очень маленькие ИП. В чем их проблема? На мой взгляд, они смотрят на компании, являющиеся монстрами индустрии, на их продукцию и в результате получается и не диснеевские, и не традиционные, и не наши игрушки. Я бы пожелала отечественным производителям объединить в игрушке свою традицию, наш менталитет, что позволит резко отличатся от зарубежных игрушек. При этом это вовсе не означает, что нам необходимо полностью погрузиться в традицию. Хочется поддерживать живые интересные идеи.
- Сегодня родители выбирают игрушки по принципу цена и качество. Для поддержания низких цен при нынешней экономической политике необходима поддержка государства. На ваш взгляд, есть ли сегодня у государства понимание, что игрушкой надо заниматься?
- В нашем институте мы занимались экспертизой игрушки. Мы разработали экспертизу игрушки, которая практически вся вошла в экспертизу, предлагаемую Государственным образовательным стандартом дошкольных образовательных организаций. Поэтому нужно продолжать говорить государству о значении игрушки. И если мы говорим, что в стандарте игрушка есть – это означает, что государство на каком-то уровне это поддерживает.
Также считаю, что активная позиция должна быть снизу. Она должна исходить от родителей, образовательных организаций, производителей. Ведь игрушка – это образ, который составляет картину мира ребенка. У меня есть статья на эту тему «Игровой набор ребёнка как опредмеченная картина мира», в которой этот тезис подтвержден. Сегодня ребёнок находится внутри этого мира в тех формах, которые ему предлагают именно производители. Игрушка – продукт, живущий по законам рынка. Но, отмечу и подчеркну, что игрушка всё-таки не зубная щетка, которая должна быть в первую очередь безопасный для зубов, игрушка работает совокупно над психическим, физическим и даже мировоззренческим потенциалом каждого ребенка. Поэтому игрушки должны быть не только под государственным контролем, но и под нашим общим контролем. И опять же премия на это работает!
Материал подготовлен: Ксения Авдеева, главный редактор портала acgi.ru