8 (499) 519-02-81
Москва, Ленинский пр., дом 9

Экспорт российского учебного оборудования — миссия выполнима?

10:19, 4 сентября 2023

Экспорт российского учебного оборудования — миссия выполнима?
6190

В чем специфика экспорта российского учебного оборудования, какие рынки для него открыты, какие инструменты и меры поддержки помогут продвижению отечественных производителей — ответы на эти вопросы искали участники дискуссии «Экспортный потенциал – драйвер развития российских EdTech технологий» Национального съезда «Учпром».

Rectangle 1 (1).jpg

Директор Департамента международной кооперации и лицензирования в сфере внешней торговли Минпромторга России Роман Чекушов обрисовал ситуацию на мировом рынке учебного оборудования.

«Мягко говоря, российское производство занимает на нем малую долю, — отметил спикер. — В прошлом году международный рынок составил более двух миллиардов долларов, а наши предприятия поставили оборудования всего на 50 миллионов долларов. В этом году поставки сокращаются еще больше. При этом отрасль представлена высокотехнологичными предприятиями, которые предлагают комплексные решения. Нам есть, с чем работать, теперь нужно найти решения и понять, что может стимулировать наше присутствие на рынках других стран».

По мнению Чекушова, в первую очередь стоит ориентироваться на те рынки, с которыми Россия может работать по всем направлениям, включая логистику и прямые финансовые расчеты, там, где можно презентовать свою продукцию на выставках или в ходе бизнес-миссий. В связи с этим первая задача, которая стоит перед Минпромторгом и производителями, — продумать правильное позиционирование продукции и использование имеющихся ресурсов: возможности торговых представителей, цифровых атташе, торговых советников и так далее.

Rectangle 1 (1).jpg

Генеральный директор Московского экспортного центра (МЭЦ) Виталий Степанов рассказал о том, как его бизнес-консалтинг поддерживает отечественных производителей учебного оборудования. Москва — лидер по экспорту, отметил спикер, здесь находится 20% предприятий от всего числа российских экспортеров.

«МЭЦ оказывает ряд мер поддержки столичным компаниям, в том числе, финансовую. Возмещение затрат идет по пяти направлениям: транспортировка, получение патентов, адаптация и сертификация продукции, сертификация систем менеджмента. С момента запуска программы в 2019 году экспортеры получили компенсацию на сумму 1,5 млрд рублей», — сообщил спикер.

Кроме того, МЭЦ поддерживает московский бизнес на зарубежных выставках, организует участие в бизнес-миссиях, помогает экспортировать онлайн через зарубежные маркет-плейсы.

Rectangle 1 (1).jpg

Руководитель проекта по развитию регионального бизнеса «РЭЦ» Денис Бадекин в свою очередь проинформировал о том, какое содействие в продвижении российской продукции оказывает его институт на уровне страны.

В частности, РЭЦ помогает экспортерам найти своих потенциальных покупателей на внешних рынках, организует участие российских производителей в международных выставках, предоставляет консультации по международной сертификации и защите прав интеллектуальной собственности, помогает преодолеть возможные барьеры и продвигает через каналы электронной торговли. Есть и финансовая поддержка. Для высокотехнологичной продукции существует субсидированная ставка 4,5 % в рублях для экспортных контрактов и 3% в рублях для закупки товаров критического импорта.  

Rectangle 1 (1).jpg

Генеральный директор компании «Роббо Технологии» Павел Фролов рассказал о проблемах, с которыми сталкиваются российские экспортеры. Проекты «Роббо» реализуются в 35 странах мира.

Спикер перечислил меры поддержки, которые необходимы отрасли учебного оборудования: это новые кадры, кредиты и более ощутимая поддержка от государства.

Профессия инженера становится все менее популярной, а интерес к техническим вузам падает год от года, подчеркнул Павел Фролов. Особенно это ощущается в области обслуживания робототехники: по прогнозам, к 2030 году дефицит специалистов в этой сфере достигнет 66 тысяч.

Еще одна проблема — в том, что инфраструктура государства и бизнеса зависят от зарубежного аппаратного и частично от зарубежного программного обеспечения. Однако для этой проблемы есть решение. «Сейчас тысячи команд по всему миру изобретают собственные суверенные технологии вместо того, чтобы изобрести одну, которую можно было бы использовать во всех странах БРИКС, создать объединенные центры компетенций. Те, кто сможет сейчас готовить специалистов на таком уровне, будут очень востребованы», — уверен бизнесмен.

Что касается выхода российской продукции на международный рынок, то здесь производителям следует учесть: они попадут в настоящие «джунгли», где бродят тигр Шер-Хан и шакал Табаки, отметил специалист. «Российских экспортеров никто не ждет с распростертыми объятиями, — пояснил он. — Все рынки, на которые мы сейчас выходим, закрытые. Все страны занимаются протекционизмом и хотят давать развитие собственным производителям».

Для того, чтобы преодолеть эти барьеры, необходима комплексная поддержка: методологическая, инфраструктурная, административная, экспертная и финансовая, считает Павел Фролов.

Оставляйте комментарии, высказывайте свое мнение. Следите за новостями. Подписывайтесь на email-рассылку на еженедельный «Вестник индустрии детских товаров» и получайте самое важное о бизнесе в удобном формате! Делитесь своими новостями и размещайте рекламу на наших ресурсах. Подписывайтесь на наш  Телеграм-канал