18:28, 23 сентября 2021
Научная сессия на тему использования игрушки в качестве средства абилитации и реабилитации состоялась в Институте коррекционной педагогики РАО (ИКП РАО), который выступил партнером к III Международной научно-практической конференции «Игровая культура современного детства».
В рамках сессии представители научного сообщества обсудили психолого-педагогические требования, критерии и технические характеристики, предъявляемые к современным адаптивным и развивающим средствам для особенных детей, а также показатели эффективности их применения в ходе коррекционно-педагогических занятий.
Доклады экспертов были посвящены результатам научно-практического поиска по созданию специальных игровых и обучающих изделий, способствующих развитию социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Первый докладчик, ведущий научный сотрудник лаборатории технологий и средств психолого-педагогической абилитации Анастасия Голубчикова в своем выступлении затронула тему научно- технологической кооперации в производстве российских игровых пособий для детей с ОВЗ.
«При разработке игровых пособий необходимо учитывать ряд особых потребностей детей с ОВЗ, - подчеркнула спикер. – В настоящее время разрабатываются умные игрушки, которые сочетают в себе традиционные изделия с компьютерными технологиями, они уже используются для диагностики и реабилитации детей. Цифровые технологии представлены ь различными датчиками и компьютерным приложением, позволяющим собирать и обрабатывать полученную информацию. Реабилитационные изделия развивают у ребенка различные психологические сферы, создавая смешанную реальность, которая объединяет традиционную игрушку с виртуальной».
Анастасия рассказала про научные исследования по усовершенствованию игровой продукции, которые проводит ИКП РАО совместно с АИДТ. Основная их цель – внести корректировки в готовые изделия или предложить дополнительные элементы, что в совокупности позволит использовать уже модернизированный продукт в игровой деятельности детей с ОВЗ. После детального анализа и получения данных формируется предложение по усовершенствованию игрового пособия. Как раз в этом направлении в последнее время ИКП плодотворно сотрудничает с Ассоциацией. «Было проведено несколько исследований продукции компаний – участников АИДТ, – уточнила спикер. – ИКП РАО готов сотрудничать с производителями различной продукции для детей с ОВЗ: игрушек, мебели, одежды, игр с виртуальной реальностью».
Так, по инициативе компании ГАММА, было проведено несколько исследований с использованием продукции бренда. Эксперты высоко оценили товары для детского творчества, предоставленные компанией.
В результате проведенного исследования специалистам ИКП РАО удалось:
«Обычно родители нуждаются в помощи при выборе правильных игрушек и создании домашней игровой среды, которая будет способствовать развитию и формированию навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья, – рассказала эксперт. Под домашней средой понимается личное пространство ребенка, оптимально насыщенное игровыми материалами и игрушками.
Среда развивает ребенка, если стимулирует его к познавательной активности, сохраняет и укрепляет физическое и психическое здоровье. Из практики мы зачастую видим две крайности: с одной стороны, нежелание родителей учитывать потребности ребенка в организации домашней обстановки, а с другой – стремление родителей чрезмерно разнообразить предметную среду. Согласно требованиям ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда должна быть безопасной, содержательно насыщенной, трансформируемой, вариативной и доступной».
Ирина Ивановна Маркова, кандидат психологических наук, доцент кафедры практической психологии, ФГБОУ ВО «Воронежского государственного педагогического университета», выступила с докладом «Старинные русские игры в работе педагога-психолога с детьми ОВЗ». Спикер рассказала об удивительном музее-мастерской «Бирюльки», который находится воронежском пригороде «Рамонь». Здесь можно поиграть в уличные народные игры, освоить способы точения деревянных игрушек на средневековом токарном станке, в столетней русской избе можно поиграть в старинные русские настольные игры: «Бирюльки», «Кошки-мышки», «Куча-мала». Именно старинные русские-народные игры, по мнению Марины Ивановны, способны оказать самое благоприятное воздействие на развитие детей с ОВЗ.
«Наблюдая за поведением детей, я поняла, что у этих игр есть развивающий и коррекционный потенциал, – отметила эксперт. – Игры развивают мелкую моторику, ловкость, быстроту реакции, терпеливость и произвольность поведения. В отличие от настольных дидактических игр, русские старинные игры дарят ощущение успешности, здесь нет «правильно-неправильно», «знаю-не знаю». В играх развивается познавательная мотивация – стремление к успеху, уверенность в себе, мотивация достижения.
В нашей сельской школе, где учатся 20 детей с ОВЗ, нет возможности приобретать дорогие игры и игрушки, которые используются в коррекционной практике. Но детям нужны не дорогие игрушки, а куда более дорогое участие. Давайте играть с детьми и развивать их!»
Свое видение особенностей развивающих игрушек для детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями слуха представила научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации и реабилитации детей с нарушениями слуха ФГБНУ «ИКП РАО» Ольга Вячеславовна Польская.
«Игра – это необходимый инструмент для полноценного развития любого ребенка. Для ребенка с нарушением слуха игра имеет большое значение, так как она способствует не только его умственному, речевому и эмоциональному развитию, но и помогает преодолеть отставание в развитии. Важное место в воспитании и обучении малыша с недостатками слуха занимают специально организованные игры, направленные на эмоциональное взаимодействие. В процессе занятий используются звучащие игрушки, с помощью которых сурдопедагог диагностирует состояние слуховой функции ребенка, развивает слуховое восприятие, внимание и память малыша».
Тему игровой деятельности дошкольников в условиях слепоты раскрыла Татьяна Николаевна Привалова, младший научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации детей с нарушениями зрения, ФГБНУ «ИКП РАО».
«Игра у незрячего ребенка возникает не самопроизвольно, для этого нужен целый ряд внешних условий. Этапы погружения ребенка в игру ограничены его представлением об окружающем мире. Перед педагогами и специалистами прежде всего стоит задача обучения игре слепого ребенка с тем, чтобы игру можно было использовать для дальнейшего развития. Здесь используется индивидуальный подход, сниженный темп обучения и особые требования к игровому материалу».
Партнером сессии «Игрушка как средство абилитации и реабилитации» выступила компания «Гамма».
Все научные сессии, а также пленарные дискуссии вы можете смотреть онлайн на официальном сайте конференции.
Справочно
О Конференции
Международная научно-практическая конференция «Игровая культура современного детства» призвана создать пространство для диалога российского и международного научного и экспертного сообщества исследователей детской игры и промышленности игр и игрушек. Ключевая тема мероприятия 2021 года — «Ребенок и игра в эпоху глобальных трансформаций». Конференция адресована исследователям, специалистам и экспертам в сфере культуры, психологии, педагогики, социологии, представителям органов власти, промышленным предприятиям, а также всем лицам, проявляющим интерес к рассматриваемым проблемам.
Конференция проводится при поддержке Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации, Минпромторга России и Минпросвещения России.
Среди организаторов конференции ведущие научно-исследовательские институты и вузы, Российская академия образования. Она адресована исследователям, специалистам и экспертам в сфере культуры, психологии, педагогики, социологии, представителям органов власти, промышленным предприятиям, а также всем лицам, проявляющим интерес к рассматриваемым проблемам.
На конференции будут представлены новые разработки, инновационные игры и игрушки, а также игровая образовательная среда, созданная при поддержке ведущих научных школ и подтвердившая свою эффективность в рамках апробации и тестирования в образовательном сообществе. Цель конференции — обосновать представление об игре и игрушке как об инструменте формирования человека. Показать психолого-педагогические практики применения игр и игрушек в учебно-воспитательном процессе, переосмыслить содержание основных проблем детской игры в контексте особенностей современной семьи.
О компании «ГАММА»
Компания «ГАММА» — один из первых в России производителей материалов для творчества, игры и самовыражения. Компания основана в 1899 году и прошла долгий путь от красильной фабрики до инновационного российского предприятия.
Бренд ГАММА представляет продукты для детей и взрослых, начинающих и профессиональных художников: акварель, гуашь, акрил, масляные краски, батик; пластилин, тесто для лепки; цветные карандаши, мелки, пастель, уголь; оборудование и инструменты для живописи; жидкую канцелярию.
«ГАММА» уделяет особое внимание качеству и безопасности продукции: краски и пластилин адаптированы под возрастные особенности, состоят из натуральных компонентов и проходят обязательную сертификацию.
Оставляйте комментарии, высказывайте свое мнение. Следите за новостями. Подписывайтесь на email-рассылку на еженедельный "Вестник индустрии детских товаров" и получайте самое важное о бизнесе в удобном формате! Делитесь своими новостями и размещайте рекламу на наших ресурсах.