15:39, 24 апреля 2019
Аналитическую сессию первого дня IX Форума «Секреты детского маркетинга», посвященную СКВОЗНОЙ АНАЛИТИКЕ, СТАТИСТИКЕ ПРОДАЖ И ОБРАТНОЙ СВЯЗИ, открывает выступление МАРИИ ВАНИФАТОВОЙ, генерального директора The NPD Group Russia.
Рынок игрушек является одним из самых динамичных: большая часть ассортимента обновляется в течение года, старые продукты уходят с полок и заменяются новыми, жизненный цикл продуктов и лицензий сокращается. Все это увеличивает востребованность данных о рынке. Как отследить и оценить успешность новых запусков, как найти и оцифровать ниши в продуктовых и ценовых сегментах. На эти и другие вопросы может дать ответ розничная панель.
Мы встретились с Марией Ванифатовой, чтобы поговорить об исследованиях российского рынка игрушек и практическом применении аналитики при планировании и принятии решений.
- Мария, можете ли вы назвать критерии успешности нового продукта на рынке детских товаров - каковы они сейчас?
- Прежде всего, продукт должен быть хорошо представлен на рынке, иметь широкую дистрибуцию — это секрет успеха продукта на любом FMCG рынке.
Он должен нравиться ритейлерам, которые оценивают «успех игрушки» среди потребителей, прежде всего, по показателям хорошей оборачиваемости, продаж на один артикул выше, чем у конкурентов, скорости появления новинок, рекламной поддержки.
Все успешные запуски прошлого года отвечают этим критериям – особенно игрушка года LOL Surprise, производитель которой оказался быстрее большинства участников рынка в разработке новинок, в их запуске и продвижении.
- Поскольку мы заговорили о новинках и успешных кейсах: какие ниши рынка детских товаров мы можем назвать сегодня уже переполненными? А куда, напротив, можно смело заходить предпринимателю, чтобы удовлетворить избыточный спрос и не прогореть?
- Могу уверенно заявить, что предпринимателю нужно заходить туда, где он может создать продукт лучше других – необычнее, интереснее, дешевле. Очевидный тренд последних лет – сокращение жизненного цикла игрушек – и брендов, и франшиз. Поэтому новинки правят балом, дерзайте!
- Можем ли мы сегодня построить прогнозы на несколько лет вперёд, чтобы быть уверенными в актуальности своей продукции в будущем?
- Строить прогнозы на несколько лет - дело неблагодарное. Сейчас можно говорить о том, что активно растет ниша коллекционных игрушек – кукол, фигурок. Но и здесь также есть успешные и неуспешные продукты. И, наоборот, даже в теряющих популярность сегментах есть удачные, растущие продукты. В 2018 году продажи модных кукол падали, однако российская игрушка – кукла Сказочный Патруль - показала впечатляющий рост.
- Хочется подробнее расспросить Вас, от чего же отталкиваться производителю при запуске бизнеса в нашей нише – есть ли у вашей компании данные о том, что наиболее важно для современных родителей при покупке детских товаров?
- Анализируя продажи игрушек, можно сказать, что родители рады сэкономить, покупая игрушки детям, но это получается не всегда. Так как на качестве российские родители экономить обычно не хотят.
Например, в разгар кризиса 2015 года мы не увидели тенденцию к снижению средней цены – наоборот, родители стали покупать дорогие игрушки еще больше. Потребители действительно начали «экономить», но своеобразно: покупать вместо двух игрушек одну, зато хорошую и качественную. Тогда ассортимент недорогих игрушек был небольшим и зачастую состоял из не очень качественных китайских игрушек.
Сейчас ситуация изменилась – на полках много хороших игрушек разных ценовых категорий, среди которых растет и доля российской продукции. Покупатели охотно экономят, покупая игрушки дешевых и средних ценовых сегментов, в том числе, частные марки сетей.
- А как насчет мнения детей – насколько они влияют на выбор современных родителей?
- Чаще всего, если ребенок очень хочет определенную игрушку, даже не самую дешевую, а порой даже и дорогую – он её получит. На примере той же куклы LOL Surprise можно увидеть, что, когда игрушка становится модной – на неё возникает ажиотажный спрос, и цена здесь - не помеха. Родители скорее сэкономят на количестве игрушек, но настойчивую просьбу ребёнка выполнят.
- Хочется затронуть последние тренды. Современные родители и дети уже колоссально изменили рынок. Онлайн – площадки активно увеличивают сегмент детских товаров и отмечают значительный рост покупательской способности. Что вы можете сказать об этом и чего ждать дальше?
- Рост онлайн продаж в игрушках – действительно мировой тренд. А его причины – те же, что и для других товаров: удобство, возможность сравнивать цены и найти игрушку, которая есть не в каждом магазине, при этом сэкономив время.
Крупнейшие онлайн-площадки многое делают для своего успеха – расширяют ассортимент, работают над скоростью доставки и ценовой политикой. Возможно, скоро лидеры рынка игрушек будут отдавать свои новинки в эксклюзив онлайн гигантам, как они это делают на других рынках для Amazon.
Следите за нашими выпусками о предстоящем форуме на сайте Ассоциации.
Ознакомиться с программой форума «Секреты детского маркетинга» можно на сайте мероприятия kids-marketing.ru
Контактная информация:
marketing@acgi.ru +7 (499) 519-02-81 (доб.117)
В 2018 году АИДТ совместно с Высшей школой экономики разработали и провели обучение по программе «Комплекс маркетинга в компании, работающей в области детских товаров». Выпуск специалистов составил 17 человек.
Итогом форума, прошедшего в 2018 году, стала Декларация принципов этичного и ответственного маркетинга товаров и услуг, предназначенных для детей. Теперь компании, разделяющие принципы данного документа, могут свободно использовать на своих товарах и в коммуникационных материалах знак «Этичный детский Маркетинг».
Ознакомится с документом Декларация принципов этичного и ответственного маркетинга товаров и услуг, предназначенных для детей