13:02, 1 июля 2024
Как формируются главные тренды на российском рынке игр и игрушек, какие риски нужно учесть производителям и какие новые возможности появляются, обсудили участники стратегической сессии. Мероприятие прошло в рамках Годового собрания АИДТ на площадке Агентства стратегических инициатив «Точка кипения-Арбат».
Общий объем продаж игр и игрушек в России — 211 млрд рублей, а доля отечественных производителей в нем — всего 10-11%, рассказал модератор сессии, основатель группы предприятий «Русский стиль» Виктор Ярмоленко. Отрасли нужно совершить скачок для того, чтобы в ближайшие годы дорасти до 40%, что позволит ей стать независимой от экономических или технологических проблем, отметили участники дискуссии.
Производители выделили несколько тенденций, которые, на их взгляд, будут влиять на развитие отрасли в ближайшие десять лет. Представители компаний-лидеров поделились тем, как они видят ситуацию и что им позволяет сохранять флагманские позиции на рынке.
«Сохранять лидерство нам помогает правильно реализованная стратегия на всех звеньях цепочки создания продукции, — подчеркнул руководитель GR-направления компании «Мир хобби» Максим Лозовский. — Когда настольные игры закупались за рубежом, мы локализовали производство здесь. У нас есть студии, где разрабатываются игры. Мы работаем с пулом авторов, помогаем им реализовывать свои идеи. В результате вокруг нас образовалось сообщество заинтересованных потребителей, появились публикации в сми. Если говорить о будущем, о тенденциях, то мы уверены, что интерес к настольным играм сохранится, поскольку они объединяют людей разных поколений в одной семье, позволяют им интересно и с пользой проводить время вместе».
Генеральный директор компании «Десятое королевство» Маргарита Мусатова поделилась тем, как их компании помогло участие в национальном проекте «Производительность труда».
«На рынке мало специалистов, которые готовы оперативно меняться под рынок. Проще перестроить производство, чем сознание сотрудников, даже тех, кто давно работает в компании, — считает спикер. — Участие в проекте “Производительность труда” заставило нас полностью выйти из зоны комфорта, осознать, что многие процессы на производстве организованы не так уж эффективно. Результат впечатляет. Например, время сбора заказов для “Детского мира” сократилось в четыре раза. Цикл изготовления одной из игр сократился с двух дней до 40 минут, а длина маршрута перемещения товара до зоны погрузки — с 2,5 км до 30 метров».
Генеральный директор компании «Степ Пазл» Сергей Степанов посвятил свое выступление тому, как меняется рынок сбыта игр и игрушек: «Мы наблюдаем резкий рост доли маркетплейсов в последние годы — от 20% до 30% каждый год, и эта тенденция сохраняется. За счет этого снижается как оптовая, так и розничная торговля. Производителям нужно не только моделировать новый продукт, который будет востребован на рынке, но и развивать механизмы сбыта продукции. Магазинная полка не может “расти” бесконечно — в отличие от онлайн».
Среди других значимы трендов рынка участники назвали рост популярности коллекционных игрушек, рассчитанных на взрослых потребителей, ежегодное увеличение в два раза рынка гаджетов, а также снижение возраста, в котором дети играют в игрушки. Производителям предстоит понять, как использовать эти перемены в своей работе.
К примеру, увлечение детей онлайн-играми можно использовать для того, чтобы создавать на их основе свою продукцию и с ее помощью транслировать определенные ценности, вовлекать детей и родителей в совместные игры, отметил исполнительный директор «Возвуден» Игорь Цыплаков.
«На участниках индустрии детских товаров лежит огромная ответственность, — подчеркнул эксперт. — Мы имеем все возможности для того, чтобы вносить качественные изменения в жизнь детей, доносить до них наши идеи через продукцию, маркетинговые инструменты. Например, мы сформировали коллекционный сервис, цифровой продукт, который соединяет офлайн с онлайном. С одной стороны, у нас игрушки из компьютерных вселенных, а с другой — мы создаем мостик из онлайна в реальную жизнь. Дети играют во дворе, взаимодействуют друг с другом. У нас большое сообщество, развиты соцсети, есть свой летний лагерь. Родители и дети находят общие интересы, налаживают коммуникацию».
Подводя итоги, Виктор Ярмоленко обозначил несколько тенденций, которые, по мнению производителей игр и игрушек, оказывают влияние на дальнейшее развитие отрасли:
1. Зависимость от лидерского канала продаж. Крупные компании с большими объемами производства всегда были интересны традиционным каналам сбыта, например, сетевой торговле. Однако пандемия внесла определенные изменения, и на первое место вышли те, кто может быстро и оперативно изменить продукт под конечного потребителя. В результате многие крупные компании начали снижать производство, поскольку они зависят от стоимости материалов, логистики, и главное — от каналов сбыта. Маленькие же компании, напротив, нарастили объемы производства.
2. Развитию отрасли мешает недостаточная маржинальность — если она менее 10%, то производство развиваться не будет. В результате идет снижение конкурентоспособности. В нынешних условиях крайне важна кооперация между государством как заказчиком и производителем.
3. Рост доли маркетплейсов указывает на новую потребность рынка: сейчас на нем востребован либо дешевый, хоть и не очень качественный, либо уникальный продукт. Таким образом, российским производителям нужно сделать упор на создание оригинальной либо инновационной продукции, что позволит сохранить ценовую политику. Из этого следуют еще два вывода.
4. Уникальность продукта создается разработчиками, идеологами, которых нужно готовить в СПО и университетах.
5. Производителю необходимо «идти в ногу» с цифровыми технологиями, использовать инновации при создании продукции.
Оставляйте комментарии, высказывайте свое мнение. Следите за новостями. Подписывайтесь на email-рассылку на еженедельный «Вестник индустрии детских товаров» и получайте самое важное о бизнесе в удобном формате! Делитесь своими новостями и размещайте рекламу на наших ресурсах. Подписывайтесь на наш Телеграм-канал и страницу ВКонтакте