13:54, 31 мая 2018
Директор Института коррекционной педагогики РАО, вице-президент РАО, доктор педагогических наук, профессор Николай Малофеев, который в рамках научно-практической конференции «Игровая культура современного детства»выступил модератором секции «Игры и игрушки для детей с ОВЗ», рассказал о том, какие игрушки «лечат» и почему дети «уходят в интернет».
— Николай Николаевич, какие игрушки из своего детства Вы помните? Была ли у Вас любимая игрушка?
— Первая игрушка из раннего детства - это доставшаяся мне «по наследству» от старшей сестры набитая опилками черная матерчатая кошка, сработанная некой артелью в 1942 году. Игрушка мало походила на живой оригинал, но обладала чудесным свойством снимать возникающие огорчения и детские страхи. В сознательном пятилетнем возрасте ее заменили деревянные кубики, из которых можно было складывать картинку, а кошка, вероятно, не перенеся измены, пропала навсегда.
— В последнее время все чаще говорят о том, что игра вытесняется из жизни ребенка. Игрушек много, а с детьми никто не играет: в садике на это полчаса времени отводится, родители не умеют и не хотят играть, дворовые игры большими ватагами детей тоже уходят в прошлое. Коррекционная педагогика становится неким оазисом, в котором держатся за игру как за особый инструмент в "лечении" ребенка. Почему играть с детьми все-таки важно?
— Виной очевидного вытеснения, на мой взгляд, стало изменение системы ценностей родителей. Ребенок все чаще предоставлен сам себе, социальное общение с близкими взрослыми и сверстниками заменяется «самоиграющими» игрушками, играми индивидуального пользования, а затем разнообразными гаджетами. Принято говорить о том, что ребенок, подросток «уходит в интернет», я же формулирую проблему иначе – почему он уходит от нас? Как случилось, что виртуальный мир оказался притягательнее эмоционального общения с близкими?
Игрушка, игра, адресованные ребенку с ОВЗ, в обязательном порядке должны предусматривать возможность совместного с близкими взрослыми взаимодействия, характеризуемого не как совместно-разделенная деятельность, а как совместно-разделенное переживание. Не вина, а беда родителей в том, что они не умеют правильно выстраивать игровое партнерство. Изменить ситуацию, убежден, помогут игры и игрушки, сопровождающиеся «дефектологическим руководством», содержащим некоторое описание выстраивания игры с ребенком, имеющим те или иные особенности.
— Если речь идет о коррекционной педагогике, то какие игрушки помогают развитию ребенка, а каких лучше избегать? И почему?
— Серьезный аргументированный ответ требует обстоятельного рассказа. Коротко на этот вопрос я уже ответил. Добавлю лишь, что существуют объективные показания и противопоказания для игрушек, предлагаемых малышу с нарушением зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра и так далее. Если у родителей или тех, кто производит игрушки, возникнут вопросы, сотрудники ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики РАО» готовы дать им развёрнутые ответы.
— Достаточно ли в нашей стране выпускается игр и игрушек для детей с особенностями развития? Кто их основной производитель? Какова потребность в таких игрушках?
— Трудный вопрос! И отрицательный, и утвердительный ответ будут равно не точными. С позиций коррекционной педагогики можно говорить о явной нехватке «адресных» игр и игрушек. Многое из того, что делает игрушку привлекательной для большинства детей, в нашем случае может быть бесполезным. Образно говоря, изобилие книг на разных языках для читателя, ими не владеющего, не дает положительного результата, для нашего ребенка привлекательна и полезна лишь та «книга, что написана на доступном ему языке». Кроме того, повторюсь, крайне важно умение взрослого правильно выбрать и преподнести эту «книгу»! Вовлечение в игру, эмоциональный комментарий, эмоциональное тонизирование в ходе игры - важные моменты процесса освоения игрушек и игр.
— В одном из интервью Вы сказали, что игрушка получает "лечебный" заряд только в руках опытного педагога или обученного родителя. Где родителям особых детей можно пройти такое обучение?
— Ответ на это вопрос есть в программе конференции, вместе с тем, очевидно, что в рамках короткой встречи не реально решить все задачи. Мастер-классы, надеюсь, позволят заинтересованным людям принять решение о целесообразности продолжения встреч с сотрудниками Института. По итогам конференции, возможно, удастся запланировать направленные «образовательные курсы» для родителей и производственников игрушек и игр.
Ответы на вопросы обучения и воспитания детей с ОВЗ наши предшественники и мы ищем более ста лет (год нашего рождения – 1908), не была обойдена вниманием и роль игрушки и игры в этих процессах.
II международная конференция «Игровая культура современного детства» проходит в Москве с 29 мая по 3 июня.
/ Интервью подготовлено эксклюзивно для RDT-info.ru пресс-службой НАИР и АИДТ