18:17, 9 декабря 2020
Проблемы бизнеса в период пандемии и изменения финансового поведения россиян обсудили на пленарной сессии «Маркетинг и реклама: новые запросы потребителя и социальная ответственность бизнеса». Мероприятие прошло 19 ноября в рамках XI Конгресса индустрии детских товаров.
Модератором сессии выступила Татьяна Комиссарова, декан Высшей школы маркетинга и развития бизнеса НИУ ВШЭ, руководитель центра «Лаборатория детского маркетинга». По ее мнению, одной из ключевых проблем для представителей бизнеса и исследователей является невозможность однозначно определить, как будет вести себя потребитель в ближайшие полгода.
Финансовое поведение россиян в период пандемии проанализировали участники дискуссии – представители аналитических центров и исследовательских компаний.
Максим Яшкин, заместитель директора ООО «Ромир», представил данные за последние полгода, согласно которым, 2020 год начинался позитивно – покупательская активность была на высоком уровне. Показатели резко снизились с началом локдауна – так же, как и упали доходы населения.
«Люди перешли на удаленное обучение, занялись здоровьем, выбирали места для покупок, расположенные ближе к дому, где меньше очередей и т.д. При этом большинство планировало после окончания пандемии вернуться к “нормальной жизни” – возобновить походы в рестораны, театры, концертные залы, торгово-развлекательные центры и т.д. Вместе с тем мы отметили укрепление семейных ценностей – наши соотечественники стали чаще собираться за домашним столом, ездить друг к другу в гости, готовить обед вместе с близкими», – пояснил спикер.
Максим Игоревич добавил, что россияне не стали экономить на детях: в числе наиболее популярных покупок весной 2020 года – велосипеды и аксессуары к ним, а также прочий спортинвентарь. Обсуждая вопросы цифровизации общества и интернет-торговли, спикер подчеркнул, что производителям и ритейлерам нужно сосредоточиться на информации о качестве товаров.
Генеральный директор The NPD Group Russia Ирина Седова перечислила глобальные тренды, усилившиеся в условиях пандемии. Среди них – рост онлайн-торговли, увеличение бесплатных услуг (доставка, спеццены, подарки), преобладание «осязаемых» подарков взамен подарков-впечатлений, развитие формата магазина в магазине (корнеры и альянсы) и т.д.
Ирина Александровна также отметила, что несмотря на уверенный рост онлайн-продаж, 2/3 игрушек по-прежнему покупаются офлайн.
«Мы не ожидаем замедления онлайн-продаж даже после окончания пандемии. Ритейлеры инвестировали в логистику, потребители привыкли выбирать и заказывать игрушки в интернете. Поэтому доля продаж, завоеванная онлайном, уже вряд ли будет существенно снижаться», – пояснила эксперт.
Антонина Закревская, консультант-аналитик ГФК «Русь», охарактеризовала ситуацию, сложившуюся на рынке товаров для новорожденных.
По данным спикера, индекс потребительских настроений в этом году оказался ниже, чем в 2008 и 2014 гг. Помимо пандемии ситуация на рынке также осложняется тем, что в стране за последние 5 лет зафиксировано снижение рождаемости и, соответственно, уменьшение числа детей грудного возраста. В этой связи аналитик прогнозирует низкий спрос на товары для новорожденных в ближайшее время.
Также представитель ГФК «Русь» отметила, что в период карантина было зафиксировано снижение продаж колясок и автокресел – традиционных приобретений в весеннее время. Драйвером продаж выступает интернет-канал. Продажи товаров для кормления, такие так бутылочки, пустышки, прорезыватели, посуда, увеличились на 50% и более.
В числе основного тренда Антонина Константиновна назвала стремление покупателя к удобному шопингу.
«Глобальный потребительский тренд “Жизнь без сложностей” – когда человек не хочет тратить много времени на шопинг. Пришел, увидел, приобрел. Поэтому для ритейлеров важно уметь предугадывать желания и заранее формировать предложения», – заключила эксперт.
Андрей Соловьев, руководитель направления развития прикладных данных ИТ-компании «Платформа ОФД», отметил, что организация является оператором фискальных данных, поэтому имеет возможность анализировать кассовые чеки. По данным ее специалистов, в этом году спрос на детские товары снизился, однако при этом увеличился средний чек – пиковые значения заметно превышали средние показатели за 10 лет. Это произошло из-за того, что люди приобретали больше вещей единовременно.
Также спикер рассказал о динамике продаж за последние полгода.
«Огромное количество торговых центров не работало весной, и в этот период была максимальная просадка. Далее мы наблюдали реализацию отложенного спроса, как результат мер господдержки. Это позволило поддержать продажи летом, а также обеспечить подготовку детей к школе. Но в целом уже в сентябре родители вернулись к рациональному подходу в своих тратах: упала частота походов в магазины, люди за раз закупали больше вещей, за счет чего и увеличивался общий чек», – уточнил эксперт.
Напомним, что в рамках Конгресса ИДТ аналитическая группа «Сбербанка» также представила доклад об изменении финансового поведения россиян в период с марта по октябрь 2020 года.
Конгресс ИДТ, состоявшийся в цифровом формате 18-20 ноября, собрал представителей федеральных и региональных органов власти, бизнеса, экспертов в области ритейла, маркетинга, науки, культуры из России и стран ближнего и дальнего зарубежья. Ключевой темой в этом году стала концепция устойчивого развития в интересах детства, которая особенно актуальна в период изменений в мире, связанных с пандемией коронавирусной инфекции и развитием инновационных технологий.
Оставляйте комментарии, высказывайте свое мнение. Следите за новостями. Подписывайтесь на email-рассылку на еженедельный "Вестник индустрии детских товаров" и получайте самое важное о бизнесе в удобном формате! Делитесь своими новостями и размещайте рекламу на наших ресурсах.